РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ЖИВАЯ ВОДА
ПЕХЛЕЦКАЯ ЗАРНИЦА
В народных сказках живая вода обладает свойством возвращать к жизни погибшего героя. Эх, если бы! Но наши дела, посвященные памяти дорогих сердцу людей, обладают свойствами этой «живой воды».
Май. Рязанская земля. В старинном селе Пехлец Кораблинского района Рязанской области состоялась военно-патриотическая игра зарница, она же «Школа безопасности».
Первенство посвящено памяти сотрудника Группы «А», кавалера ордена Мужества майора Владимира Соловова, героически погибшего 17 июня 1995 года в городе Будённовске (Святой Крест) при освобождении больницы, захваченной бандой террористов Шамиля Басаева.
Герой Будённовска и Спецназа родился 27 июня 1963 года в деревне Муравлянка Сараевского района Рязанской области в семье Солововых Виктора Архиповича и Марии Григорьевны.
После школы Владимир поступил в Коломенское Высшее артиллерийское командное училище имени Октябрьской революции, которое окончил в 1984 году с отличием.
В дальнейшем Соловов получил направление в специальную бригаду Министерства обороны, дислоцированную в Подмосковье. В сентябре 1992 года был зачислен в Группу «А» Главного управления охраны РФ.
Майор Соловов был заместителем начальника отделения. В его составе в 1994 году выполнял важное задание на Северном Кавказе — охранял спецпоезд, в котором находились министр обороны и глава МВД.
17 июня 1995 года Владимир Соловов возглавлял одну из спецгрупп, проводивших операцию по освобождению заложников, захваченных боевиками Шамиля Басаева в больнице города Будённовска.
За этой сухой и лаконичной формулировкой скрывается тридцать минут боя в отрыве от основной группы. Прикрыв своих товарищей, Владимир Викторович дал им возможность выйти из «огневого мешка». После ранения он продвинулся метров на двадцать-двадцать пять, залег за дерево, начал делать себе перевязку, но в этот момент был убит пулей в сердце.
Его бронежилет оказался пробитым в нескольких местах.
СВЯТОЙ КРЕСТ
Герои живут до тех пор, пока о них существует благодарная память, и офицеры «Альфы» делают все, чтобы память об ушедших сотрудниках становилась достоянием как можно большего числа наших соотечественников.
Одним из таких дел является Пехлецкая зарница, посвященная кавалеру ордена Мужества Владимиру Соловову — майору Группы «А», погибшему в Будённовске. Ценой своей жизни, приняв удар террористов, майор Соловов погиб, выражаясь православным языком, «за други своя».
Бандитский налет на Будённовск — страшная страница в истории России. Положение… хуже не придумаешь! Около 2000 заложников, среди которых роженицы и мамы с младенцами. И тут же две сотни хорошо вооруженных и подготовленных террористов Шамиля Басаева, прикрывшихся от возмездия живым щитом.
В той отчаянной и трагической ситуации спецназу, казалось бы, не оставалось никаких вариантов для успешного штурма. Однако «Альфа» выполнила свой долг до конца.
Бойцы антитеррора — люди особенные. Да, особенные! Потому что всегда готовы пожертвовать своими жизнями. И сделать это ради спасения незнакомых им людей. Иных в спецназ не берут. Иные, впрочем, и не задерживаются…
Эгоисты, «прожигатели жизни», не способны ни на подвиг, ни на самопожертвование. Как же, они выше всего этого! Но когда вдруг приходит беда, они требуют исключительного отношения к своей драгоценной персоне. Зато потом быстро забывают о том, что ради их спасения кто-то рисковал собой и у кого-то без опоры остались осиротевшие семьи.
Такие сборы, как Пехлецкая зарница, являются хорошей прививкой от беспамятства. И все большее число ребят узнают, что летом 1995 года, пожертвовав своей жизнью ради спасения заложников, в городе Святого Креста погибли три офицера «Альфы»: Дмитрий Бурдяев, Дмитрий Рябинкин и Владимир Соловов. И что многие сотрудники Группы были ранены.
В те времена, в пору лихих 1990-х, когда само понятие патриотизм зачастую подвергалось целенаправленной брани и насмешкам, подвиг в Будённовске сотрудников «Альфы» — и всего российского спецназа — был еще ценнее. Ведь благодаря спецназовцам, которые не побоялись подняться под пули, были спасены многие жизни.
Не вина спецназа, что в Будённовске им не дали тогда выполнить поставленную задачу иначе. В итоге Шамиль Басаев и большинство его людей безнаказанно ушли в Ичкерию. Тем самым был создан опасный прецедент для последующих массовых захватов заложников на Дубровке («Норд-Ост») и в Беслане.
ПЕРВЫЕ В СИСТЕМЕ «АЛЬФА»
Желание присвоить имя майора Соловова школе исходило со стороны педагогического коллектива, родителей. Оно нашло понимание и было поддержано в Ассоциации «Альфа» и боевом подразделении. В 1997 году состоялось решение губернатора Рязанской области.
На торжественную церемонию в Пехлец приехал Герой Советского Союза Геннадий Николаевич Зайцев. И в дальнейшем «Папа спецназа антитеррора» не упускал возможности поддерживать школу своим участием.
Ученики и выпускники Пехлецкой школы чтут память героического земляка. Хотя, конечно, не нужно мерить всех «одним аршином». Кто-то осознает это уже сейчас, к кому-то оно придет потом, по мере вхождения во взрослую жизнь.
Значительный вклад в присвоении имени школе принадлежит Наталье Владимировне Булатовой — классному руководителю Владимира Соловова и директору до сентября 2012 года.
Школу свою она не оставляет вниманием и помогает Наталье Ивановне Сорокиной, которая пришла ей на смену. И в обязательном порядке участвует в организации и проведении зарницы.
И Булатова, и Сорокина не раз бывали в Москве: на торжествах в Государственном Кремлёвском Дворце, где чествовали Группу «А», в боевом подразделении, на форумах и мероприятиях, проводимых Международной Ассоциацией «Альфа».
…Тех, кто приезжает в Пехлец, всегда радушно встречает мама героя — Мария Григорьевна. В дни проведения зарницы ее дом всегда полон гостей, среди них обязательно присутствуют ветераны и действующие сотрудники Группы «А», офицеры Управления ФСБ по Рязанской области.
Который уже год на линейке, проходящей перед зданием школы, нет Виктора Архиповича Соловова, отца героя, — он скончался в 2011 году после тяжелой болезни.
Всю жизнь Виктор Архипович проработал в межрегиональной сельхозтехнике, возглавлял электроцех. После горбачёвской «перестройки», обернувшейся катастрофой для страны, Виктор Архипович частично переоборудовал свой цех под изготовление спецодежды. Этим решением он уберег многих жителей села от увольнения.
После трагической гибели сына Виктор Архипович стал принимать активное участие в жизни Пехлецкой школы. Именно он выступил одним из организаторов зарницы, а также вручал аттестаты и всячески опекал детвору.
Его знали и уважали, ему было присвоено звание «Почётный гражданин Кораблинского района».
Последние несколько лет Соловов-старший тяжело болел, перенес две сложные операции, и только это заставило его покинуть свою любимую работу.
Большую роль в становлении зарницы сыграли полковник Сергей Поляков и полковник Андрей Руденко, сослуживцы Соловова и участники будённовских событий.
ПЕХЛЕЦКИЙ СТАН
Село тянется вдоль шоссе, а за околицей одна из самых чистых рек области — Ранова. Когда-то эти земли входили в племенной союз вятичей, которые упорнее других в Киевской Руси держались языческих верований.
Пехлец… «В древности так назывался сдобный вкусный хлеб, который пехлевали, т. е. приготовляли таким же способом, как и хозяйки пекут сдобные булки. Процесс приготовления простого хлеба назывался тогда собственно выпечкой, а сдобного — пехлеванием. Само это слово впоследствии потерялось, а произошедшие от него — остались» (Д. Белов. «Ни пехота не проходит, ни беглец, так откуда все же ты, Пехлец?», «Кораблинские вести». Июль 2005 года).
За годы Великой Отечественной войны из Пехлеца на фронт ушла тысяча человек, из них двести — не вернулись домой. По одним только этим цифрам можно судить, какое большое и многолюдное это было село.
«22 июня сорок первого года мы с ребятами купались на речке, — вспоминает председатель общественной организации «Эхо войны» Валерий Фёдорович Неземский. — Вдруг говорят: война началась. Мы стайкой помчались в центр села. Сразу приехали представители из района, из военкомата, стали вызывать военнообязанных. Тут женщины засуетились — провожать. А уже в первых числах июля мимо нашего села по шоссе потянулись эвакуированные. Потом погнали скот — такие, помню, черно-белые коровы откуда-то из южных областей.
А когда Москву и Ленинград начали бомбить, оттуда к нам стали приезжать родственники. В наше село перевели детдом. Освободили школу, бывший барский дом, и поселили там ребят, а обедать они ходили в чайную. Этот детдом у нас просуществовал до 1948 года.
В середине июля приехали военные строители. Построили аэродром, на котором базировался учебный отряд. Курсанты жили в помещении бывших детских яслей. А летали на самолетах У-2. Потом их аттестовывали и отправляли на фронт.
До войны в нашем колхозе выращивали табак — пехлецкая махорка очень славилась. Я помню, ее даже в Москве продавали, на пачках так и написано было: «пехлецкая махорка». У нас под табак были построены склады, военные использовали их по-своему: держали там боеприпасы, бомбы, кислородные баллоны. Между тем, по нашему шоссе стали перевозить раненых — мы тогда впервые увидели автобусы. Они останавливались у колодца, чтобы напоить раненых. И мы, ребятня, конечно, крутились возле.
Потом немцы стали бомбить станцию Кораблино. Разбомбили грузовой состав. Я помню, гарь такая в воздухе висела, говорили — вата горела. По вечерам самолеты налетали на Ряжск, и нам было видно, как их ловят прожектора, доносились хлопки зениток. А наших истребителей мы не видели, и немцы хозяйничали в воздухе, как хотели.
Осенью шоссе уже днем и ночью было забито машинами, подводами. Скопин, который от нас в 40 километрах, был захвачен немцами. Вечером выйдешь во двор — в той стороне зарево».
ДУХОВНАЯ РОДИНА
Рядом с кирпичным зданием школы в три этажа, за красивой березовой аллеей высится церковь, построенная во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
Ее новейшая история связана с именем митрополита Никодима (Ротова) — того самого, что скончался 5 сентября 1978 года в Ватикане на приеме у Папы Римского. Смерть эта породила версию об отравлении ядом, предназначенным понтифику — Иоанн Павел I через двадцать два дня также умер.
Будущий выдающийся иерарх Русской Церкви родился 15 октября 1929 года в деревне Фролово Кораблинского района. При крещении ему было дано имя в честь святого благоверного князя Бориса. Мальчиком, будучи в Пехлеце у бабушки, он сильно занемог. Врачи оказались бессильны ему помочь.
«О том, чтобы везти его в больницу, не могло быть и речи, — рассказывала в 1969 году его мама, Елизавета Михайловна Ротова. — И вот, сегодня праздник, а он умирает… Я очень переживала тогда. Ему ведь было всего полтора года. Он был уже интересным мальчиком, уже начинал лопотать… Наконец, все-таки приехал доктор. Осмотрел ребенка, задумался. Сказал бабушке, чтобы не оставляла меня одну, потому что ребенок очень плох. Я чувствовала, что голова начинает идти кругом. Посмотрела на Борю — он лежал в кроватке как раз напротив иконы Божией Матери.
Наконец, не выдержала, почувствовала, что сынок умирает, схватила его вот так, сижу и плачу. А он поднимает свои глаза, большие такие глаза, и смотрит на меня, а потом на икону, как будто хочет, чтобы я помолилась… В этот страшный момент я дала очень большой обет Богу, который держу до сих пор… И Боря стал поправляться. Это было на Тихвинскую — и впоследствии на Тихвинскую его посвящали в епископа».
Нынешний красавец-храм, в купели которого когда-то принял святое крещение Боря Ротов, был возведен между 1805-м и 1806 годами. До этого в селе действовала деревянная церковь.
В конце 1930-х, перед самой мировой войной, Тихвинский храм был окончательно закрыт властями. И только в 1990-е годы он был возрожден к жизни.
УРОЧИЩЕ «ПАПОРОТНОЕ»
В память о Владимире Соловове на фасаде школе установлена мемориальная доска — к ней в особые дни всегда возлагаются алые гвоздики. Не стала исключением и нынешняя Пехлецкая зарница: как межрегиональная, она девятая по счету. А первые соревнования состоялись 24 мая 2002 года.
Зарница проводится при непосредственном участии Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России, УФСБ России по Рязанской области и Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
Организатором первенства традиционно выступает Пехлецкая средняя школа, носящая имя Владимира Соловова, — первое именное учебное заведение в Системе «Альфа».
Среди почетных гостей, выступивших на торжественной церемонии открытия, были члены Совета Международной Ассоциации «Альфа» — Владимир Елисеев и Сергей Поляков. В Пехлец из Рязани прибыли давнишние шефы — действующие сотрудники Управления ФСБ России по Рязанской области.
День соревнований традиционно начался с торжественной линейки. А завершилась она внеконкурсным «Смотром строя и песни». От каждого отряда по куплету — насколько хватает дорожки перед школой. Затем священники благословили соревнования и окропили святой водой всех присутствующих.
Сами соревнования традиционно проходят в живописном урочище «Папоротное», находящемся неподалеку от села. Перед их началом был поднят государственный флаг и прозвучал гимн России.
Ночью лил дождь, но к утру распогодилось. Погода стояла прохладная, но солнечная. В лесу, где проходила большая часть дистанции, было сыро.
Вся военно-спортивная игра, как и всегда, делилась на два основных этапа. Первый — демонстрирование владения туристической техникой, по-другому «Большой круг». Второй этап — это «Школа безопасности», он же «Малый круг».
«Большой круг» включает в себя переправы. Самой первой является параллельная — на скользящем карабине над ручьем. Затем подъем на высокий холм, небольшая дистанция до следующей переправы, которая представляет собой крутой спуск со склона на страховочной системе. Далее — навесная переправа и переправа «маятник», после чего нужно бегом преодолеть расстояние до финиша.
Надо отметить, что без переправ пройти заданный маршрут невозможно, поэтому школы набирают в отряды самых спортивных, быстрых и целеустремленных. А как иначе?
На этапе «Школа безопасности» (или «Малый круг») ребята показывают свои навыки в стрельбе из «мелкашки», метании учебных гранат, определении азимута, знания в области медицины, «Лесной аптеки» и ОБЖ.
Отдельным зачетным этапом соревнований выделено краеведение. Участники зарницы, едва отдышавшись после бега, отвечают на вопросы по истории Кораблинского района периода Великой Отечественной войны, а также рассказывают биографии героев Рязанской земли и «Альфы».
Наталья Булатова, бывший директор Пехлецкой школы имени Владимира Соловова:
— На первые соревнования мы с педагогом Татьяной Лариной из Москвы привозили на себе в мешках туристическое снаряжение для соревнований. Потом помогал Центр туризма из Рязани. Теперь в школе есть собственные веревки, карабины и другие основные туристические приспособления. Ребята с нетерпением ждут этих соревнований.
Весь день в «Папоротном», аппетитно попыхивая дымком, работала полевая кухня, предоставленная Управлением ФСБ по Рязанской области. Она кормила всех вкусной солдатской гречневой кашей, а значит, заряжала энергией и силой, обеспечивая достойное прохождение этапов.
Пехлецкая зарница закончилась торжественным награждением команд.
Первые места в средней и старшей категориях заняла Кораблинская средняя школа № 2.
Вторые и третьи места в этих же категориях взяли «солововцы».
Сергей Поляков, член Совета Международной Ассоциации «Альфа»:
— Пехлецкая зарница удалась на славу, — отмечает полковник Сергей Поляков. — Ее участники в захватывающей и увлекательной борьбе получили огромный заряд бодрости. Да, не всем удалось завоевать призы, но тут главное — участие, уникальная атмосфера военно-спортивного праздника и личного общения. Зарница является не просто приятным состязанием на воздухе, но серьезным испытанием сил и воли, особенно для девочек.
ПЕХЛЕЦКИЙ МЕРИДИАН
Мне часто приходится присутствовать на различных турнирах, где зачастую главное — добыть заветное «золото», победить любой ценой. Здесь же, в Пехлеце, участники соревнований демонстрируют умение работать в команде, помогая друг другу на всех этапах. Это те качества, без которых не может эффективно выполнять поставленные боевые задачи спецназ.
…Пехлецкая зарница памяти Владимира Соловова останется для всех нас ярким, незабываемым воспоминанием. Те, кто побывали в Пехлеце, c нетерпением ждут следующей игры весной 2023 года. И уже сейчас психологически готовятся к ней, настраиваясь на победу.
…Пройдут годы, но мы будем помнить этот день, эти соревнования, проведенные в честь воина Владимира, земляка легендарного Евпатия Коловрата.
В газете «Рязанские ведомости» заместитель председателя Общественного совета Кораблинского района Юрий Харин, завершая свою статью «Живая вода», написал такие строчки: «…А в родниках за Пехлецом и в урочище Папоротное и сейчас в чистой воде отражаются облака. Здесь и думается как-то чисто, свежо и возвышенно. Вот бы так всем нам служить людям, России, как эти родники».
Обустроить родник — оставить добрый след на земле. Но ведь тоже самое относится и к человеческим родникам». Одним из таких является Пехлецкая зарница. Ее чистая вода омывает души, молодые и взрослые, — наши души.
Фото Анны Ширяевой и газеты «Рязанские Ведомости».
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья