22 ноября 2024 13:40 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Содружество

Автор: ВИКТОРИЯ ЗИНЕНКО. ФОТО АННЫ ШИРЯЕВОЙ
«МЫ — ПАТРИОТЫ ОТЕЧЕСТВА»

30 Ноября 2022
«МЫ — ПАТРИОТЫ ОТЕЧЕСТВА»
Фото: Герой Советского Союза генерал Геннадий Зайцев подписывает свою книгу Ирине Корлыхановой, представляющей Военно-патриотическое молодёжное объединение «ВОИН» имени Александра Перова

Зачем нужно воспитывать патриотизм? Ответ прост: Родина нужна нам также, как и семья. Любовь к Отечеству — это нравственный ориентир, который во многом определяет личность. Особенно в наше время.

И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны. В этом большую роль играет школьное воспитание.

Вполне допускаю, что многим эта тема представляется скучной, рутиной. Однако ошибки от неправильно выстроенной патриотической работы с детьми и молодежью могут привести к неприятным последствиям, выйти за пределы страны и принять размеры крупного скандала, как это произошло после резонансного выступления лицеиста из Нового Уренгоя с трибуны Бундестага о «невинно погибших» солдатах гитлеровского Вермахта.

Алла Плахова, директор школы № 2129 имени Героя Советского Союза Петра Романова. В стенах ее образовательного комплекса была проведена конференция

Правильное патриотическое и военно-патриотическое воспитание молодежи — один из элементов национальной безопасности страны. И действовать на этом «фронте» нужно системно, сочетая целевую работу государства с усилиями гражданского общества, включая такие общественные организации, как Ассоциация ветеранов «Альфы».

МОСКОВСКИЙ СБОР

Международная Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» взяла на себя шефство над 39 школами и 21 военно-патриотическим клубом из разных регионов России, в которых ведётся плодотворная работа по увековечиванию памяти современных героев – сотрудников Группы «А» КГБ СССР — Управления «А» ЦСН ФСБ России.

По сложившейся традиции раз в два года Ассоциация ветеранов «Альфа» проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию «Мы – патриоты Отечества», понимая, насколько важно для учителей создавать площадки для обмена опытом и выработки планов о взаимодействии и сотрудничестве.

Первая конференция состоялась осенью 2015 года. При этом работа началась непосредственно в Управлении «А» Центра специального назначения ФСБ России.

Как было заявлено организаторами, цель конференции — личное знакомство и обмен опытом, выработка предложений по совместной деятельности.

Руководители Пехлецкой средней школы имени майора Владимира Соловова потом писали в газете «Спецназ России»: «Правильным, целенаправленным и своевременным было принятое решение о проведении конференции именных школ и клубов. Это мероприятие заложило основу общения между нами; все руководители имели возможность поближе познакомиться друг с другом, а также с опытом работы коллективов. И, конечно же, взять интересное для себя на заметку».

24 октября 2022 года состоялась IV конференция в преддверии 30-летия Ассоциации. Для представителей тридцати семи общеобразовательных учреждений и девяти военно-патриотических клубов из пятнадцати субъектов России свои двери распахнула московская школа № 2129 имени Героя Советского Союза Петра Ивановича Романова.

Директор школы, депутат Совета депутатов Южнопортового муниципального округа города Москвы Плахова Алла Семёновна, рассказала о разнообразной деятельности, проводимой в образовательном комплексе.

Президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Герой Российской Федерации генерал-майор Валерий Канакин

С приветственным словом к участникам обратились президент Международной Ассоциации «Альфа», Герой России, генерал-майор Валерий Канакин, дважды командир Группы «А», Герой Советского Союза генерал-майор Геннадий Зайцев, Герой России полковник Андрей Кумов, а также начальник Управления «А» ЦСН ФСБ России с 1998-го по 1999 год генерал-полковник Александр Мирошниченко.

Перед собравшимися выступил директор ФСБ России с 1995-го по 1996 год генерал армии Михаил Барсуков. Он подчеркнул особую значимость миссии учителя в деле воспитания граждан, а не абстрактных жителей нашей страны.

На конференции поднимались актуальные и волнующие учителей вопросы. Выступили приглашенные спикеры, опытные педагоги и инструкторы. 

Выступая с докладами, участники рассказывали об истории развития своих клубов, делились практическим опытом, поднимали общий для всех военно-патриотических организаций вопрос: куда и как двигаться дальше; на каких примерах и идеалах воспитывать детей и подростков.

Ключевым этапом конференции стала проектная сессия «Содружество школ системы “Альфа”», которую провела кандидат психологических наук, доцент, директор по науке Института молодёжи, доцент кафедры ГУУ Светлана Юрьевна Попова.

Целью проекта стало создание маршрутной карты посещения мероприятий памяти погибших сотрудников Управления «А» в школах, военно-патриотических клубах, входящих в Систему «Альфа» с января по декабрь 2023 года. 

Кстати, идея такого прикладного проекта родилась еще в 2015 году в Свердловской школе имени майора Михаила Марченко, в Подмосковье.

Для учителей и руководителей клубов была организована активная программа. Участники форума побывали на Николо-Архангельском кладбище, где находится Мемориал Спецназа России, созданный летом 2000 года по инициативе Героя Советского Союза генерала Геннадия Зайцева. 

Там же прошел митинг памяти сотрудников подразделения антитеррора «Альфа». Были возложены цветы к белокаменной стеле-часовне и могилам героев.

Красивое и эмоциональное выступление учащихся школы перед началом работы конференции «Мы — патриоты Отечества»

После него учителя познакомились с главными достопримечательностями столицы во время обзорной экскурсии и прокатились на теплоходе «Легенда» по Москва-реке, где в неформальной обстановке они смогли пообщаться и поделиться своими впечатлениями о мероприятиях.

На следующий день участники конференции посетили в парке «Патриот» зону реконструкции исторических событий и постоянные экспозиции, посвященные конфликту в Сирии; музейный комплекс и, конечно же, главный Храм Вооруженных Сил РФ.

Хочу выразить благодарность всем, кто поддержал идею проведения конференции накануне 30-летия Международной Ассоциации «Альфа», – тем, кто приехал.

Все организационные вопросы решал наш Комитет по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, его руководители — Николай Бетин (председатель), Владимир Елисеев (заместитель), жены погибших сотрудников «Альфы», входящие в его состав.

Надеемся, что сборник «Лучшие практики патриотического воспитания школьников», вышедший в сентябре 2021 года, будет пополняться новыми уникальными мероприятиями, посвященными памяти погибших сотрудников Группы «Альфа» и переиздаваться.

«ЗАМЕР» ПАТРИОТИЗМА

Думаю, не лишним будет еще раз напомнить о сплошном социологическом исследование, которое было проведено нами в феврале-апреле 2017 года в двадцати восьми подшефных школах Системы «Альфа».

Было опрошено 2910 респондентов из четырнадцати регионов России: Москва, Московская область, Воронеж, Екатеринбург, город Красноуральск Свердловской области, Республика Башкортостан, город Александров Владимирской области, город Балаково Саратовской области, село Пехлец Рязанской области, село Васильевка Липецкой области, город Калуга, город Чусовой Пермского края, станица Чепигинская и город Лабинск Краснодарского края.

Объектом исследования явилась молодежь в возрасте 14-18 лет.

Цель исследования — изучение уровня патриотизма у школьников общеобразовательных учреждений, с которыми сотрудничает Ассоциация ветеранов «Альфа».  Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи.

Во-первых, выявить, что значит для школьников понятие «патриотизм» и в чем оно проявляется.

Во-вторых, изучить позицию респондентов относительно того, считают ли они себя патриотами.

В-третьих, определить, чем гордятся школьники.

В-четвертых, выявить позицию респондентов о том, какие социальные институты должны формировать патриотические ценности у детей и молодежи.Геннадий Николаевич Зайцев с участниками форума из Беслана: директором школы № 1 имени Героев спецназа ЦСН ФСБ России Еленой Ганиевой и заместителем директора Мадиной Агузаровой

В-пятых, изучить отношение к службе в армии и готовность участвовать в защите Родины в случае необходимости.

В-шестых, определить степень участия респондентов в патриотических мероприятиях.

В-седьмых, изучить позицию респондентов относительно того, какой поступок они считают героическим, и кто такие герои.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: патриотическая работа Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» оказывает влияние на формирование патриотизма у молодежи.

Что же понимают школьники под патриотизмом? Результаты получились очень интересные. Судите сами.

Знамённая группа и почётный караул школы № 2129 имени Героя Советского Союза Петра Романова

69 % респондентов под патриотизмом понимают любовь к Отечеству, месту, где человек родился, к природе; 28 % — верность, преданность, служение Отечеству и его защиту, вплоть до самопожертвования; 13 % — уважение к стране, ее традициям, культуре, к народу, к героям Отечества. Лишь для 6 % — это желание вносить свой вклад в развитие страны, выполнять долг, исправлять имеющиеся в государстве недостатки.

Можно констатировать, что у школьников преобладает «чувственный патриотизм» над «деятельным». Большинство молодых людей считают, что можно любить Родину, толком ничего не делая. Поэтому необходимо объяснять детям и молодежи, что такое истинный патриотизм и в чем он проявляется.

Результаты исследования показывают, что чуть больше половины опрошенных (58 %) ощущают себя патриотами, 14 % — не ощущают, 28 % — затруднились ответить.

Заметим, что в Москве тех, кто считает себя патриотами, меньше (52 %), чем в регионах Российской Федерации — от 60 % до 91 %. В именных школах 64 % респондентов считают себя патриотами, в то время как в подшефных (где установлены доски памяти погибшим сотрудникам «Альфы») — 54 %.

Чувство гордости за страну испытывают 46 % респондентов.

И снова видим, что в именных школах гордятся страной — 57 %, а в подшефных — 39 %. 88 % — в Ляминской школе имени Г. Н. Зайцева, 79 % — в школе № 11 имени И. В. Марьенкова, 77 % — в гимназии № 7 имени В. М. Воронцова, 67 % — в школе № 2 имени А. Д. Бесчастного, 65 % — в школе № 97 имени А. В. Гуменюка, 64 % — в Пехлецкой школе имени В. В. Соловова.

Чем же непосредственно гордятся школьники?

73 % — гордятся историей страны, победой в Великой Отечественной войне, 41 % — культурным наследием, традициями, 34 % — армией, военной сферой, 31 % — природным богатством страны, 24 % — российским спортом, 17 % — позицией России в мире и всего 3 % гордятся здравоохранением, системой образования, сельским хозяйством, экономическими успехами, деятельностью органов власти.

Директор Федеральной службы безопасности (1995-1996) генерал армии Михаил Барсуков и Виктория Зиненко, жена погибшего сотрудника Управления «А» ЦСН ФСБ России Виталия Зиненко

На вопрос «Как Вы считаете, кто должен формировать патриотические ценности у детей и молодежи?» 60 % ответило — семья, 44 % — школа, 33 % — государство, 22 % — общественные организации, 19 % — военно-патриотические клубы, 15 % — СМИ, 11 % — сверстники и друзья, 7 % считает, что никто.

Мы отметили такую тенденцию, что в тех школах, которые активно проводят патриотическую работу, на первом месте по формированию патриотических ценностей стоит Школа. Например, в Пехлецкой школе имени В. В. Соловова Рязанской области 85 % — отметило школу, 76 % — семью, 43 % — государство.

В школе № 5 имени В. В. Зиненко города Александрова Владимирской области 63 % указало школу, 60 % — семью, 27 % — государство.

В школе № 97 имени А. В. Гуменюка (город Екатеринбург) и школе № 1 города Агидель Республики Башкортостан респонденты считают, что семья и школа наравне должны формировать патриотические ценности.

В то время как в тех учебных заведениях, где слабо проводят патриотическую работу, школу в этом качестве видит малое количество респондентов. Так, в лицее 1560 города Москвы всего 16 % отметило школу, 48 % — семью, 35 % — государство.

В столичной школе № 399 города Москвы 17 % отметило — школу, 31 % — государство, 37 % — семью. В школе № 763 города Москвы 14 % отметило школу, 30 % — государство, 38 % — семью.

«КЕМ ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ?»

Патриотизм проявляется в поступках, поэтому важным критерием уровня патриотизма является показатель участия молодежи в патриотических мероприятиях. Так, 63 % респондентов участвовали в патриотических мероприятиях с 2015 по 2017 годы. Это высокий показатель, но в каждой школе он разный. В именных школах на данный вопрос положительно ответило 75 %, а в подшефных — 56 %.

Самые высокие показатели в школе № 8 имени А.В. Дёмина (97 %), школе № 11 имени И.В. Марьенкова (93 %) Краснодарского края, школе № 5 имени В.В. Зиненко Владимирской области (93 %), гимназии № 7 имени В.М. Воронцова г. Воронежа (91 %), Пехлецкой школе имени В.В. Соловова Рязанской области (88 %). 

Что привлекает молодежь? Встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн, спецподразделений (45 %), участие в военно-спортивных играх (45 %), фестивалях и конкурсах патриотической направленности (41 %). Такие яркие, запоминающиеся мероприятия способны формировать у школьников положительный образ защитников Отечества, военнослужащих.

Фото на память с вице-президентом Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Николаем Бетиным

В отличие от последних годов существования Советского Союза и так называемых лихих девяностых, становится социально-одобряемым отношение молодежи к армии. Так, 59 % «хотели бы, чтобы их сын служил в армии» и всего 16 % дали отрицательный ответ. Среди именных школ 67 % — «хотели бы, чтобы их сын служил в армии», среди подшефных — 51 %.

Чувство долга перед Отчизной у школьников достаточно сильно: 72 % готовы были бы в случае необходимости участвовать в защите Отечества, 8 % — не готовы, 20 % — затрудняются ответить.

На вопрос: «Кем вы хотите стать?» 10 % ответило — военнослужащим. Этот ответ входит в тройку самых популярных профессий для школьников. По данным Министерства обороны, в течение последних трех лет существенно вырос вступительный конкурс в военные вузы.

Считаю, что актуальность аналогичного исследования значительно возросла сейчас — в ходе специальной военной операции по защите Донбасса.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФРОНТ 

И в заключение вот о чем. В июле 1866 года после победы при Садовой, одержанной прусской армией в ходе австро-прусской войны, профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в редактируемой им газете «Заграница»: «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».

Эти слова приписывают «железному канцлеру» Бисмарку, поскольку именно в результате блистательной победы Пруссии в этой войне возникла Германская империя.

Член Совета Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Владимир Елисеев и группа участников конференции

Учителя, школы — это тоже фронт. Фронт за будущее страны. Но без грамотного, а не формального патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи этот фронт остается без содержания, порождает космополитов и «манкуртов» (по образу из романа Чингиза Айтматова), потерявших связь со своими историческими, национальными корнями, забывших о своем родстве.

Как особо подчеркивал Маршал Победы Константин Рокоссовский: «Только тот народ, который чтит своих героев, называется великим».
 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 

Оцените эту статью
2641 просмотр
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

Автор: ЕКАТЕРИНА ВИЛЬГАУК
30 Ноября 2022
«КРЫЛЬЯ» САВЕЛЬЕВА

«КРЫЛЬЯ» САВЕЛЬЕВА

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание