РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ДОБРОВОЛЬЦЫ - 3
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
Не стало Союза, но жизнь не улучшалась. Хотя многие были уверены, что все наладиться самим собой, а Запад, которому мы проиграли в Холодной войне, примет нас с распростертыми объятиями. Оказалось, мы интересны исключительно в качестве колонии, сырьевого придатка. Продолжились межнациональные конфликты. То были годы безработицы, времена валютных спекулянтов, уличных торговцев и бандитов.
Зарплаты выдавались товарами с производств — мебелью, бельем, консервами и другими материальными благами. Но мы были молодыми и, казалось, что в будущем мы все преодолеем, что нас ждет самая интересная и счастливая жизнь.
21 сентября 1993 года Борис Ельцин подписывает Указ № 1400 «О роспуске Верховного Совета РФ». Этот указ разделили мою жизнь на «до» и «после».
Народные депутаты России (далеко не все, но большинство) при поддержке Конституционного Суда РФ провозглашают вице-президента России, Героя Советского Союза генерала Александра Руцкого временным главой государства.
Руцкой назначает своих силовых министров по версии Белого дома — обороны (Ачалова), внутренних дел (Дунаева) и государственной безопасности (Баранникова). Так на короткий период в стране наступает двоевластие.
Тем временем Белый дом блокирован силовиками, окружен колючей проволокой («спираль Бруно»). В здании отключают свет, воду и отопление.
Патриарх Алексий пытается усадить противоборствующие стороны за стол переговоров, но из этого ничего не получается. Глава Русской Православной Церкви предупреждает, что тому, кто первым прольет братскую кровь — анафема!
2 октября в Москве начинаются столкновения групп протестующих с бойцами внутренних войск и милицией. Особенно ожесточенная схватка была в районе Смоленской площади, где появляются первые баррикады.
Центр общественной поддержки Ельцина — мэрия Москвы, здание Моссовета на Тверской улице (бывшая Горького). Градоначальник Юрий Лужков организует отряды добровольцев, им раздают огнестрельное оружие.
При этом значительная часть депутатов Моссовета и районных советов столицы, включая их руководителей, выступают на стороне Белого дома. Они группируются вокруг руководителя Красной Пресни Александра Краснова.
3 октября огромная толпа под красными знаменами, сметая кордоны милиции на своем пути, вступая в рукопашную, прорывается к Белому дому и снимает его блокаду.
Звучат выстрелы, проливается первая кровь. Стреляют с разных сторон. Штурмом взято новое здание мэрии Москвы — высотка Совета экономической взаимопомощи, СЭВа.
В угаре эмоций Александр Руцкой, глава Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов и генерал Альберт Макашов призывают идти на штурм телецентра Останкино.
Однако попытка штурма не удалась. Бойцы «Витязя», выполняя приказ, открывают кинжальный огонь по толпе, собравшейся перед телецентром. Много погибших, раненых…
Утром 4 октября по приказу министра обороны Павла Грачёва бронетехника атакует Белый дом и его окрестности, включая площадь Свободной России, где в палатках находятся люди. Танки прямой наводкой расстреливают здание парламента, — и оно начинает гореть, обугливаясь.
Не имея связи и координации между собой, части министерства обороны и внутренних дел — и те, и другие находятся на стороне Ельцина, — начинают вести боевые действия между собой, принимая друг друга за сторонников Белого дома.
Творится что-то несусветное. И все это братоубийство показывают в прямом эфире мировые СМИ. Мы скатились до уровня какой-то латиноамериканской страны, где путчи и военные перевороты являлись обычным явлением.
«ЕСЛИ МЕНЯ УБЬЮТ…»
Наша семья тоже переживала эти драматические моменты. Геннадий в то время находился дома, был в отпуске, и у него с 1 октября началась учеба в Академии Министерства безопасности (бывшая Высшая школа КГБ СССР).
Никто не мог предположить, что все закончится большой кровью — да еще такой! На памяти был август 1991-го. Но тогда для «Альфы» и «Вымпела» все разрешилось в хорошую сторону. Да и для всей страны! А что будет сейчас?
Третье октября. Хорошо помню этот день, хотя прошло уже тридцать лет. Воскресенье, выходной день. Вместе с сыном, после пробежки мужа в Измайловский парк, мы решили прогуляться. Погода была чудесная — светило солнышко, чирикали воробушки, осенняя листва тихо и мягко шуршала под ногами.
Дошли до Измайловского пруда. Четырехлетний Саша стал кидать в воду маленькие камешки.
Помню, что эта прогулка была беспокойной для Геннадия. И вдруг… В одно мгновение он сажает Сашу к себе на плечи и разворачивается в сторону дома.
Да, Гена понимал, что происходило в стране. И стремился быть на переднем крае. Мне, кажется, он вообще жил на опережение, спешил жить — спешил все успеть, всем помочь.
Вернувшись с прогулки, мы услышали по телевизору призывы Руцкого и Макашова, кричавших в мегафон: «Все на Останкино!», «Все на Кремль!»
«Плохие дела», — отрезал Геннадий и начал связываться с подразделением. После нескольких настырных звонков ему дали «добро».
Муж, торопясь, собрал вещи, надел кожаную куртку, теплый свитер, кроссовки. Уходя, сказал: «Если меня убьют, все мои вещи отдашь Сашке».
Ушел. Звонок в дверь — забыл ключи. Ушел. Снова звонок — на это раз забыл удостоверение. И так три раза. Попрощались. Ушел не оглядываясь.
Потянулись тревожные сутки. Телевизор работал до 00.00 (раньше не было ночных передач ТВ). И потом этот противный писк и надпись: «Не забудьте выключить телевизор!»
В понедельник 4 октября около 11.00 часов утра Геннадий позвонил по городскому телефону. «Как у вас дела? Вечером на улицу не выходите, к окнам не подходите, дверь никому не открывайте. Берегите себя». — «Где ты находишься?» — «Не могу сказать и когда вернусь, не знаю. Все, пока! Тут ребятам нужно еще позвонить».
А в 15.00 из новостей я услышала: «Группа «Альфа» пошла на штурм Белого дома (хотя никакого штурма и не было). Один ранен, один убит»…
Оперуполномоченный 1-го отдела Группы «А», младший лейтенант Геннадий Сергеев стал пятым погибшим в подразделении.
При штурме дворца Тадж-Бек в Афганистане погибли капитан Дмитрий Волков и капитан Геннадий Зудин.
Виктора Шатских убили в Вильнюсе — его группа, прорвавшись через большую агрессивную толпу, зачищала телецентр от радикалов, восстанавливая конституционный порядок.
Виктора Кравчука из свердловской «Альфы», находившегося в личной охране вице-премьера Виктора Поляничко, расстреляли из засады в Тарском ущелье — в зоне осетино-ингушского конфликта. Погибли все, кто находились в машине.
И вот пятая невосполнимая потеря.
Я очень надеялась, что ситуации разрешится таким же образом, как в августе 1991-го, то есть мирным путем и без военно-шоковой «терапии». Нет, не вышло!
7 октября Ельцин подписал указ о присвоении моему мужу звания Героя Российской Федерации. (Уже потом я узнала, что это награждение буквально пробил Геннадий Николаевич Зайцев. К его доводам прислушался начальник ГУО Михаил Иванович Барсуков. Они же помогли получить квартиру.)
А на следующий день состоялись похороны на Николо-Архангельском кладбище. Фактически с него начался Мемориал Спецназа, созданный летом 2000 года.
Моя жизнь разделилась на «до» и уже тридцать лет после.
Примерно за год до гибели мужа я стала видеть необъяснимые сны, которые меня пугали. Их было много. Просыпалась ночью от того, как будто кто-то будил.
Первый раз проснулась и увидела в окне черный шар (как луна, только черного цвета). Наблюдаю, как этот шар с неба медленно движется к нашему окну. Начинаю присматриваться — он также медленно уплывает назад. Ну ладно, думаю, привиделось.
Через какое-то время опять ночью происходит пробуждение, и я вижу черную, очень красивую розу, висящую в воздухе горизонтально полу, немного в стороне от меня. Протягиваю руку, чтобы ее потрогать, а она на глазах как бы растворяется.
Становилось откровенно страшно, так как это были необъяснимые явления. Стало понятным мне все только тогда, когда в ночь после похорон Геннадия я увидела тот же черный шар в окне, медленно двигающийся на меня, а потом расплывшийся в стороны, как паутина, и пропавший.
А когда мужу установили памятник из красного гранита, он во сне пришел ко мне и сказал: «Пойдем, я покажу тебе, где я теперь живу». И показал очень уютный красивый дом кирпичного цвета с белыми окнами.
Геннадий никогда не верил приметам и снам. Он был реалистом во всем. Хотя за три дня до гибели он рассказал, что ему приснилось, что он моет полы в своей комнате.
Мыть полы — это, говорят, плохая примета. Но разве мы могли думать о смерти в двадцать девять лет? У Геннадия очень много было планов на жизнь: отучиться в Академии Министерства безопасности РФ, вырастить и воспитать сына (муж мечтал о большой и дружной семье). А главное — чтобы рядом всегда были наставники-командиры и друзья-сослуживцы.
Теперь только память сохранит теплые воспоминания. Судьба забрала у меня мужа, у Саши отца, у родителей — сына. Однако она же подарила искренних, надежных и неравнодушных людей в Группе «А», Международной Ассоциации «Альфа» и нашей газете «Спецназ России».
Они всегда рядом, небезучастны к семьям погибших товарищей, умерших ветеранов. Они сплочены, идут к одной цели, являясь примером открытости, надежности. За эти тридцать лет мы уже стали единой семьей.
ВЕХИ ПАМЯТИ
При поддержке Международной Ассоциации ветеранов «Альфа» и Управлении «А» Центра специального назначения ФСБ России память о Геннадии была увековечена…
2015 год. В школе № 1852 (бывшая 421-я) открыта мемориальная доска.
Весна 2015 года. Москва. Школа № 1852. В ее музее «О подвигах, о доблести, о славе…» состоялось торжественное открытие Зала боевой славы России и экспозиции, посвященной Герою России Геннадию Сергееву.
Декабрь 2016 года. Город Ковров. В 467-м гвардейском Московско-Тартуском Краснознаменном окружном учебном центре подготовки младших специалистов (танковых войск) открыта мемориальная доска.
Февраль 2019 года. Школе № 22 города Коврова присвоена имя Героя России Геннадия Сергеева.
Сентябрь 2020 года. В школе № 1852 по проекту партии «Единая Россия» открыта Парта Героя.
Декабрь 2020 года. В школе № 22 города Коврова открыта Парта Героя.
Москва. В кадетской школе № 1784 имени генерала армии В. А. Матросова создан Военно-патриотический клуб «Альфа» имени Геннадия Сергеева.
Почти каждый год в день гибели Геннадия в школе № 1852 проходит Урок Мужества, на который приходят ветераны «Альфы», а город Ковров 9 декабря принимает гостей на День Героев.
Я от всей души благодарна Геннадию Николаевичу Зайцеву за все, что он сделал для моей семьи! С первых дней знакомства у меня сложились с ним самые замечательные впечатления об этом удивительном человеке. Для меня очень ценно внимание и забота с его стороны.
Международная Ассоциация «Альфа» для меня сейчас — это надежная опора, которая является защитой, крепким плечом. Думаю, что каждая из жен погибших сотрудников скажет то же самое.
Насколько я знаю, ни один другой воинский коллектив не окружает такой постоянной опекой семьи погибших. А о семьях умерших ветеранов и речи не идет!
В начале 1990-х никто не мог и подумать, что число невосполнимых потерь в Группе «А» будет столько велико: тридцать четыре. Что впереди такие исключительно тяжелые операции, как Будённовск (Святой Крест), Первомайское, Дубровка («Норд-Ост») и Беслан.
Ребята шли не умирать, они шли спасать людей, защищать нашу Родину. И делали это по велению своего сердца. К таким смелым и мужественным людям всегда испытываешь уважение, гордость за них — и великую благодарность за их тяжелейший труд и проявленный героизм. Поэтому очень важно сохранять о таких людях Светлую Память.
В память о погибших воинах спецназа России высаживаются деревья и разбиваются аллеи, устанавливаются бюсты, памятники и вывешиваются мемориальные доски. В их честь проводятся зарницы, марафоны, спортивные мероприятия, творческие конкурсы. Их именами называют улицы, скверы и парки, учебные заведения и военно-патриотические клубы.
Да, сейчас все это делается в честь погибших героев СВО. И только у моральных уродов это вызывает отторжение, протест. Но тогда, в «лихие девяностые», само понятие патриотизм считалось ругательством. Но ветераны «Альфы», будучи первыми, прокладывали военно-патриотическую дорогу для будущих поколений, — и они, все мы, добились своего!
Хочу поблагодарить командиров и офицеров Группы «Альфа» за то, что память о наших родных людях была сохранена! Они это делали исключительно по велению сердца.
Не зря говорится, что человек жив, пока его помнят. Но для меня эта боль не утихает со временем и время не лечит, а лишь учит с этим жить.
Герой Советского Союза Геннадий Николаевич зайцев назвал свою знаменитую книгу четко и просто: ««Альфа»» — моя судьба». То же самое, полагаю, я могу сказать и о себе. Как, впрочем, и все жены сотрудников Группы «А».
СЕРГЕЕВА Елена Евгеньевна — жена сотрудника Группы «А» Главного управления охраны РФ, Героя России Геннадия Сергеева, погибшего в 1993 году.
Член Комитета по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи.
Награждена Почетной грамотой Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
Лауреат Международной премии Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) — за работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи Системы «Альфа».
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!