РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ГОРЯЧАЯ КРОВЬ
«ИСКУССТВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕАКТУАЛЬНЫМ»
Не стало Андрея Петрова, народного артиста РСФСР. Осиротел наш театр в самом сердце России — Московском Кремле. Коллектив, созданный более трех десятилетий назад, с оригинальным репертуаром и прославленной труппой, остался без своего отца.
ЗВЁЗДНЫЕ РОДИТЕЛИ
Андрей Борисович Петров появился на свет в год Великой Победы — 27 декабря 1945 года, в канун двух праздников, светского и церковного — Нового года и Рождества.
Его мама, Ольга Ивановна Петрова (1920-1999) — народная артистка РСФСР. Актриса, прима цыганского театра «Ромэн», где проработала всю жизнь. В ее трудовой книжке было только две записи: «принята на работу» и, соответственно, «уволена по причине выхода на пенсию».
В Москву Ольга Ивановна сбежала из табора, который кочевал между столицей и Смоленском. Ее отец владел тремя табунами (во время войны лошадей пришлось пустить под нож, поскольку у цыган не было продовольственных карточек).
Худруком в тот период был Михаил Яншин — будущий народный артист СССР, будущий главный режиссер Московского драматического театра имени К. С. Станиславского и будущий кавалер двух орденов Ленина, трудового Красного Знамени, и прочая, и прочая.
Яншин, как ученик великого Станиславского, с первых дней своего «цыганства» старался донести до труппы, что ей под силу ставить и играть спектакли таких классиков, как Толстой, Шекспир. Он был убежден, что именно актеры-цыгане могут быть лучшими исполнителями испанской драматургии.
И тут как раз появилась Ольга Петрова. Девушке было лет семнадцать, никакого специального образования она не имела, но была убеждена, что в «Ромэне» ее ждут.
Ничуть не смущаясь, она пришла сразу к Яншину. Рассказывая эту историю, Андрей Борисович так пересказывал состоявшийся разговор.
— Девочка, ты что умеешь?
— Я могу петь.
— Ну, спой.
Она спела.
— А что ты еще можешь?
— Танцевать.
Она станцевала.
— А еще что-нибудь сможешь?
— Я могу прочесть стихотворение.
И она прочла — после чего ее тут же приняли в труппу. Яншин увидел в ней самородка и не ошибся, хотя у нее не было даже аттестата о школьном образовании. Все свои «университеты» она прошла в театре «Ромэн», в котором прослужила более шестидесяти лет.
В один прекрасный момент в театре появился новый главный балетмейстер — Борис Холфин (1903-1979), солист Большого театра. Увидев Ольгу Ивановну, он влюбился в нее с первого взгляда.
Как поется в старинном романсе:
Гори, гори любовь цыганки
Одной красавицы смуглянки.
Царит над нами сила властная,
Царит одна любовь прекрасная.
Во время Великой Отечественной войны Холфин с бригадой артистов ездил по фронтам, Ольга Ивановна — тоже.
У отца Андрея Борисовича Петрова даже была боевая награда — орден Красной Звезды, а мама была награждена медалью «За оборону Кавказа», которую ценила и берегла.
БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
В окружении маленького Андрюши были сплошные народные и заслуженные артисты, поскольку Холфины — известная театральная семья.
Тетя Серафима прожила в искусстве большую жизнь. Она — звезда Большого театра 1920-х годов. Перенесла тяжелую болезнь (сказалось полное лишений голодное детство в годы гражданской войны), она вынуждена была рано оставить сцену, но состоялась как замечательный педагог Московского хореографического училища при Большом театре.
Дядя Коля — артист, главный балетмейстер Московского художественного балета, а затем балетмейстер Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.
Другой родной дядя, Анатолий, взявший сценическую фамилию Тольский, — артист того же театра, острохарактерный танцовщик.
Его жена, балерина Мария Сорокина, исполнительница всех ведущих партий на сцене этого театра. Заслуженная артистка РСФСР, лауреат Сталинской премии.
Родная тетя, Евгения — танцовщица театра Станиславского и Немировича-Данченко.
Еще одна родная тетя, старшая сестра отца — Вера, в свое время инструктор-воспитатель хореографического училища, а тетя Раиса Холфина нашла себя в амплуа драматической актрисы.
При всем этом, если нет центра притяжения, то каждый будет жить исключительно своей жизнью. В семье Холфиных таким центром была бабушка: за громадным столом она собирала родню (с женами и мужьями) на дни рождения, по всем крупным светским и церковным праздникам.
Андрей Петров:
— Бабушка была верующей женщиной, ходила в церковь. Поэтому меня сразу окрестили, как только я родился, благо папа уехал с гастролями на остров. Как только он уехал, то меня схватили и понесли сразу в церковь. Папа был партийный, и неизвестно, как он бы реагировал на это событие.
Во время войны бабушка отказалась от эвакуации. «Я никуда не поеду! Сталин не уехал, и я никуда не поеду», — отрезала глава семьи.
«Я ДОЛГО С ЭТОЙ КРОВЬЮ БОРОЛСЯ»
Андрей рос очень активным, подвижным и драчливым мальчиком, который не боялся улицы с ее испытаниями характера, забавами и проказами. При этом интересовался техникой.
Воспитывала его бабушка, а потом тетки.
При этом Андрей пропадал то за кулисами Большого театра, то «Ромэна», знал весь репертуар, а однажды во время спектакля даже подсказал маме фрагмент текста, который она забыла.
Андрей Петров:
— А самый первый поход был ужасный. Это еще был Цыганский театр на Гнездниковском переулке. Я очень хорошо помню эти колонны, вокруг них круглые кресла. Меня посадили на стул в самом заднем ряду партера. И рядом стояла билетерша. Сказали: «Все, смотри, молчи — никуда не высовывайся».
А это была «Кровавая свадьба» Гарсиа Лорки, маму убивали на свадьбе. И когда ее начали убивать, я бросился, конечно, туда — «Мама! Мама!» Меня еле успели поймать около оркестра и оттащили обратно.
Когда пришло время решать, куда Андрея направлять по жизни, то на семейном совете, собранном на даче, решено было отправить его «в балет» — чтобы сорванец находился под присмотром родных: педагогов, танцовщиков.
Был, правда, и такой вариант: отправить Андрея в Ленинград, в мореходку с техническим уклоном (арктическое училище), где руководителем был родственник Холфиных. Однако от этой затеи отказались по причине удаленности Северной столицы от Москвы и невозможности осуществлять надзор за поведением отпрыска.
Эх, темперамент! В его жилах течет горячая цыганская кровь. Никуда не денешься. Андрей Борисович рассказывал об этом с грустной усмешкой.
В итоге остановились на хореографическом училище.
Андрей Петров:
— Я потом долго с этой кровью боролся. Уже на протяжении всей моей учебы в хореографическом училище, куда все-таки решили отдать. И еще в Большом театре, когда я понял, что я должен вести себя совершенно по-другому. И стать культурным человеком.
В училище, взяв себя в руки, почувствовав вкус к балету, Петров перешел из середняков в разряд лучших, по классу Глеба Михайловича Евдокимова. Но когда в 1965 году дошло дело до распределения, то шансов попасть в труппу Большого театра у Петрова не было. Наверху стоял Юрий Григорович, главный балетмейстер. У него, естественно, было свое представление о прекрасном, свое видение — кто ему нужен, под какие роли и для каких спектаклей.
«Петров? Ну не знаю, — сказал Юрий Николаевич, пожав плечами, — характерные артисты мне вроде как не нужны…» И назвал несколько имен.
Но тут произошло неожиданное: за Петрова высказались сразу три примы: Галина Сергеевна Уланова, Мария Тимофеевна Семёнова и Майя Михайловна Плисецкая. Сейчас уже сложно сказать, была ли это спланированная «спецоперация» родни или же звезды сошлись, но Григорович внял доводам.
Подтверждением сказанного являются последующие события, а именно: длительные зарубежные гастроли труппы. Летом 1962 года основной состав уехал в США и Канаду. Но кому-то ведь нужно танцевать в Москве!
Григоровичу сообщили, что Петров знает все основные партии. Так молодой артист превратился из стажера в солиста.
Андрей Петров:
— Я получил сразу очень много ролей, по-моему, шесть или семь таких крупных партий, которых люди добивались годами, а я получил сразу. Ну таких, как «Испанский» в «Лебедином озере», как «Мазурка» в «Иване Сусанине».
«МЫ ТЕБЯ НЕ МОЖЕМ ЗАЧИСЛИТЬ»
Шли годы, Андрей Петров достиг высот профессионального мастерства, но творческая судьба в театре его стала тяготить. И тогда он решил сменить амплуа — стать балетмейстером. Григорович посоветовал поступить в Государственный институт театрального искусства.
В то время свой курс набирал легендарный Ростислав Владимирович Захаров — народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий, доктор искусствоведения.
Захаров и Григорович состояли в очень сложных отношениях. Но когда Петров, колеблясь, рассказал, кто будет его наставником, Григорович сразу благословил.
Экзамены были сданы почти на отлично, но Петрову сказали: «Ты учись, но учти, мы тебя не можем зачислить». Поскольку он — действующий солист Большого театра, а значит, в первую очередь будет подчиняться тому, что предписывает его руководство, включая репетиции, спектакли и гастроли.
В этой пиковой ситуации Андрей Борисович пробился на прием к заместителю министра культуры СССР. Долгий был разговор, но Петрову все-таки удалось убедить сделать для него исключение.
Так в ГИТИСе появился новый студент — солист Большого театра, носившийся к Григоровичу на репетиции между лекциями и сдававший экзамены между премьерами и гастролями.
Андрей Петров:
— После того, как я получил диплом, я до этого уже начал ставить в разных московских театрах — и в Цыганском, кстати, меня пригласил Сличенко. Там много танцев было, и даже артистка исполняла «Умирающего лебедя» в цыганском костюме. Такой вот был цыганский образ.
Обладая потрясающей работоспособностью, кипучей энергией, Андрей Борисович брался за любую работу. А Григорович уже мог себе позволить заниматься только тем, что ему было интересно. У него появилась «правая рука». Он пригласил Петрова на место заведующего балетной труппой Большого театра.
В 1988 году на сцене Большого театра вышла опера-балет Римского-Корсакова «Млада» в постановке Бориса Покровского. За хореографию отвечал Андрей Петров. Пошли разговоры: «Как это руководитель балетной труппы — и ставит спектакль? Непорядок».
Не будем пересказывать ход дальнейшей интриги, в которую был втянут весь театр. Она завершилась тем, что Петров не стал конфликтовать с Григоровичем, а написал заявление и ушел балетмейстером в Кремлёвский Дворец Съездов.
Петрова ожидало большое и трудное дело: ему предстояло создать с нуля театр, о котором тогда даже никто и не помышлял.
ШАГНУТЬ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ
Труппа Большого театра перестала использовать сцену Кремля в качестве второй площадки. Остался бесхозным прекрасный зал. И Андрей Борисович рискнул шагнуть в неизвестность.
Андрей Петров:
— Мы стали самостоятельным учреждением, где есть масса билетеров, но нет труппы: ни оперной, ни балетной, ни оркестра. И три человека: главный художник, балетмейстер и главный режиссер, три творческих человека осталось. И директор — бывший заместитель директора Большого театра, Нилов Павел Павлович. Он был главным инженером, вообще знал блестяще здание в Кремле и Большой театр, все знал.
Отцы-основатели нашего театра понимали, что ни симфонический оркестр, ни оперную труппу не потянуть. Оставался балет. Театр. Но в министерстве культуры их не приняли, а чувство собственного достоинства не позволяло просиживать в приемной с утра до вечера, как однажды уже произошло.
Так, в 1990 году возник, по сути, частный Театр балета Кремлёвского Дворца Съездов (с 1992 года — Театр балета ГКД, Кремлёвский балет).
Вообще, такое было возможно только на сломе исторических эпох: рушился Советский Союз, возникала «новая Россия», которой предстояло сохранить все то, что было возможно сохранить от великой страны.
А главным педагогом-репетитором стала великая балерина Екатерина Максимова — лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Государственной премии РСФСР имени Михаила Глинки.
В 1988 году Екатерина Сергеевна была вынуждена уйти из Большого театра.
Максимова помогла с набором артистов и зажгла идеей нового театра Владимира Васильева, выдающегося танцовщика и хореографа, любимого мужа и партнера в Большом театре.
Васильев загорелся работой. И 4 ноября 1990 года кремлёвский театр открылся премьерой балета «Макбет» в его постановке.
Андрей Петров:
— В это время как-то мы сдружились с фирмой «Nina Ricci». И так как-то, ля-ля-ля, ля-ля-ля, Васильев и говорит: «Вот, я бы хотел «Золушку» поставить. Денег у нас нет». Они: «Мы деньгами-то не можем, но давайте мы вам костюмы сделаем». В результате они сделали все костюмы ровно на миллион долларов.
Золушку танцевала Екатерина Максимова, а постановку осуществил Васильев.
Дальше — больше. Зарубежные гастроли, один спектакль за другим, и зарубежный импресарио просит непременно «Щелкунчика» на музыку Чайковского.
Но «Щелкунчик» идет в Большом театре в постановке Григоровича! И тогда Андрей Борисович Петров рискнул поставить свой спектакль. У нового театра должен быть новый «Щелкунчик».
В какой-то момент «кремлёвской» пропиской полулегального театра заинтересовались в Администрации президента РФ. Поручение разобраться дал Борис Николаевич Ельцин. К счастью, все обошлось.
Сперва вышел указ главы государства о переименовании Крёмлевского Дворца Съездов в Государственный Крёмлевский Дворец. И чуть позже — о работе в его стенах театра «Кремлёвский балет». Министру финансов РФ было поручено взять театр на государственный бюджет.
МЕСТО ПРОПИСКИ — КРЕМЛЬ
Будучи художественным руководителем театра, Андрей Борисович одновременно становится и директором Кремлёвского Дворца Съездов. Именно за счет созданного Петровым балетного коллектива КДС и выживал первое время.
Андрей Петров:
— Советский Союз перестал существовать, нас перевели в Минкульт РСФСР, а там сказали: «Нам этот дворец не нужен». Перевели в Верховный Совет СССР, которого тоже вскоре не стало. Позже создали Управление делами Президента, к которому мы и относимся сейчас. А назначение (директором) случайно получилось! Там были и другие кандидатуры, но почему-то выбрали меня. Не знаю, по какой причине. Может, оттого, что хотели творческого человека назначить. Я не хотел и сразу сказал: «Давайте на год». А в результате вышло восемь лет!
К созданию Театра «Кремлёвский балет» Андрей Борисович подошел, как художник, имевший четкую, сложившуюся концепцию деятельности будущего театрального коллектива.
«Наш театр — не театр одного хореографа, — скажет он позже. — В репертуаре не только мои спектакли. И мы, естественно, восстанавливаем классику. Это одна из важных линий нашего театра».
Одним из первых в 1992 году для своего театра Андрей Борисович создал балет «Руслан и Людмила» по сказке Пушкина и на музыку Глинки, пользующийся неизменным успехом и сегодня.
Его спектакли можно разделить на две группы — оригинальные сочинения («Руслан и Людмила», «Наполеон Бонапарт», «Том Сойер», «Зевс», «Невский проспект», «Фантастическая симфония», «Катя и принц Сиама» и многие другие), а также шедевры классического балета в его редакции — «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Коппелия», «Жизель»…
Андрей Борисович крайне бережно относился к балетному классическому наследию. Однако метод подхода к возрождению шедевров прошлого был принят не всеми специалистами, хотя идеально подходил под идею балетного театра.
Если «Лебединое озеро» восстановлено на кремлёвской сцене почти полностью в версии Большого театра, вобравшей в себя постановочные решения А. Горского, Л. Иванова, М. Петипа, А. Мессерера, то о «Коппелии» этого сказать никак нельзя. Вместо комедийного балета Делиба зритель увидел исполненное гофманианской мистикой полотно.
В постановке Петрова проявились не только сюжетные линии первоисточника «Коппелии» — новеллы «Песочный человек» с ее мрачными таинственными предчувствиями, трагическим финалом, но и загадочные мотивы «Крошки Цахеса, по прозванию Циннобер», «Золотого горшка»…
В партитуру Делиба включены отрывки из произведений самого Гофмана, который в свое время обрел известность и как композитор.
Следуя своему принципу — беречь классику — Андрей Борисович стремился сохранить в своей постановке значительную философскую идею духовной свободы. Оставив в неприкосновенности бесценные находки Жюля Перро, Жана Коралли, Мариуса Петипа, он в целях уточнения и укрупнения драматургии переосмысливает и пересочиняет некоторые эпизоды, но делает это тактично, с чутким ощущением стиля произведения.
ИСКУССТВО ВСЕГДА АКТУАЛЬНО
…Ничто не предвещало трагедии. Андрей Борисович прибыл в Йошкар-Олу на поезде, поселился в гостинице. Его ждали в театре, но он не пришел, на звонки не отвечал.
23 апреля. Когда открыли номер, увидели Петрова спящим, но потом выяснилось, что Андрей Борисович скончался… Его не стало на семьдесят восьмом году жизни.
26 апреля мы проводили в последний путь нашего Андрея Борисовича. С ночи лил дождь. Хотя было тепло, но временами бил озноб.
Все было организовано достойно, на высоком уровне — Петров это заслужил.
Прощание в траурном зале Центральной клинической больницы. Много людей, среди которых все руководство Кремлёвского Дворца, вся труппа — действующие педагоги и артисты, и те, кто когда-то работал у нас. Коллеги из Большого театра.
Теплые, добрые слова. И — цветы, цветы…
Отпевание, похороны на Троекуровском кладбище.
Хочется надеяться, что все задуманное Андреем Борисовичем театр сумеет воплотить в жизнь.
Лишь только хор цыганский запоет,
Знакомым жаром сердце обожжет.
И вольется в душу сладкий яд,
А гитары плачут и звенят.
Я знала Андрея Борисовича всю свою взрослую жизнь, придя в театр, по сути, еще ребенком, даже не закончив балетного училища. Но Андрей Борисович, увидев меня в работе, поверил в меня и пригласил в труппу.
Благодаря Петрову я увидела мир, побывав в составе нашей труппы в разных городах и странах. А главное — пропустила через себя тот удивительный мир, став его крохотной частичкой, к которому в полной мере принадлежал наш художественный руководитель.
За несколько месяцев до смерти Андрея Борисовича мы тепло поговорили, я рассказала ему о своих планах и получила напутствие на будущее.
Ну, а завершить очерк я хочу словами нашего художественного руководителя: «Искусство не может быть неактуальным, оно либо искусство, либо нет».
К этому сложно что-то добавить.
Андрей Петров был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Почёта, Дружбы, медалями.
Русской Православной Церковью награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени (1998).
Народный артист РСФСР (1985).
Автор — артистка балета Театра «Кремлёвский балет».
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!