РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ВМЕСТЕ ПО ЖИЗНИ
«РАДИО СЛУШАЮТ, «АВТОРАДИО» ЛЮБЯТ»
Живая природа отличается от неживой наличием души. У «Авторадио», отметившего в апреле 2023 года свое тридцатилетие, такой душой является Юрий Костин — президент «Газпром-Медиа Радио».
Как гласит сухая биография, Юрий Алексеевич Костин — советский и российский журналист, писатель, общественный деятель, пионер отечественного FM-радиовещания.
Костина мы знаем со своей стороны, в том числе с той, которую называют «приближенной к боевой». А в 2023 году Юрий Алексеевич являлся сопредседателем юбилейного комитета по празднованию 30-летия Международной Ассоциации «Альфа».
И вот уже — юбилей «Авторадио». Cупер-марафон в прямом эфире и концерт в «Крокус Сити Холле».
С Юрием Костиным встретились Председатель Совета — Первый вице-президент Международной Ассоциации «Альфа» Владимир Березовец и главный редактор газеты «Спецназ России» Павел Евдокимов.
«НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ ЛЮБИТЬ…»
— Павел Евдокимов: Как поет Алёна Свиридова: «Вот и кончилась зима». Весна. Пасха. Юбилей «Авторадио». Приходит новое поколение. А те, с кем довелось начинать — они «в строю»?
Юрий Костин: Кто-то в строю, кто-то ушел от нас навсегда, кто-то поменял место работы. Жизнь разбрасывает людей по разные стороны. Поэтому получается так, что из «золотого состава» осталось мало людей, которые, на мой взгляд, олицетворяют то самое «Авторадио».
Павел Евдокимов: Кто это? Можно их назвать?
Юрий Костин: Их много — сейчас всех не назовешь, а кого забудешь — обидишь. Сотни людей и артистов. У меня есть папка в телефоне «Артисты и люди» — артисты очень обижаются.
Я имел в виду, что «люди» — это не артисты. С грустного начнем, а закончим веселым. Хотел бы увидеть на юбилее тех, олицетворяющих первые годы вещания «Авторадио».
Для меня поначалу «Авторадио» было загадочным явлением, неконкурентноспособная станция с точки зрения нас, «крутых пионеров» ФМ-вещания. Но судьба распорядилась так, что эта станция стала огромной частью моей жизни, а сейчас она — радио номер один в России.
В 1995-м, когда вышел фильм «Особенности национальной охоты», в гости, а потом и в эфир тогдашние руководители пригласили Алексея Ивановича Булдакова. И тогда же появилась концепция «Народная марка». Это было мудрое решение, которое вывело станцию совсем на другой уровень.
В конце 1990-х название уже назрело. До этого мы сильно увлекались западной музыкой. К слову, ничего против нее не имею. Нам еще учиться и учиться, как ее правильно «делать». Однако западное поднадоело. Захотелось «корней» — вернуться домой. И тут появляется «Народная марка». На этой волне «Авторадио» начинает расти.
Владимир Березовец: И опять же «Русское радио» появилось.
Юрий Костин: «Русское» — больше коммерческая история. «Авторадио» вроде тоже создавалось, как коммерческая станция в будущем, но люди думали скорее о том, что они привнесут в общество, какой будет посыл.
Павел Евдокимов: И в этом смысле, как я понимаю, большую роль сыграл Александр Варин.
Юрий Костин: Сан Саныч пришел на «Авторадио» в самом начале практически — через пару лет после основания станции и принес пластинки старых исполнителей. Программу назвал «Второе дыхание» — все очень логично, то есть вторую жизнь подарили тем исполнителям, которые были забыты.
И здесь тоже в какой-то степени было «второе дыхание» отечественной музыке. Народ, как я уже сказал, истосковался по родному. Потому что наблюдался большой перекос в количестве иностранной музыки.
Владимир Березовец: С какого времени ситуация стала меняться?
Юрий Костин: Примерно с 1998 года. Отечественной музыки в эфире стало больше, чем зарубежной. Сейчас тоже кардинально больше. Некоторые горячие головы в Думе хотят ввести законопроект об ограничении количества иностранной музыки в эфире.
Павел Евдокимов: А в этом есть какая-то необходимость?
Юрий Костин: В этом есть дурость, а не необходимость.
Владимир Березовец: Эволюционно, оно и так пройдет.
Юрий Костин: Да. Просто не надо людей заставлять любить свою музыку.
Владимир Березовец: Как и любить Родину — учить надо, а не заставлять.
Юрий Костин: Если ты ее любишь, это видно сразу. Это твое личное дело. С другой стороны, в палитре отечественных радиостанций большая их часть строит свою работу на отечественной музыке. Хотя ряд государственных радиостанций работает только на зарубежной.
Я считаю, что всему должно быть место и надо смотреть зарубежный опыт, в том числе BBC. Там есть разные радиостанции, но они поддерживают свою отечественную культуру, в том числе классику.
В начале перестроечных времен многие оторвались и побежали, куда глаза глядят — на Запад или Восток. А сейчас уважаемые люди говорят: «Оказывается, мы не видели свою страну…» Они смотрят и кайфуют — ездят по монастырям, по Золотому кольцу, отдыхать на Алтае и получают огромное удовольствие.
Мы с вами понимаем ситуацию. Она непростая, если говорить об ограничениях, что существуют и с той стороны, и с этой. Человек должен иметь право выбора.
Мы хотим жить в своей стране — независимой, свободной, хотим говорить на своем языке, — и это наше право! Но также и наше право видеть мир. Обязанность тех людей, которые занимаются внутренней инфраструктурой, во-первых, ее развивать, во-вторых, стимулировать внутренний туризм.
Это я к тому, что «Авторадио» — мощный инструмент, и почти в каждом крупном городе страны есть его филиал. Мы, когда устраивали пробег, посвященный памяти жертв теракта в Беслане, проехали по всей стране: от Владивостока до Москвы.
Павел Евдокимов: В каком году это было?
Юрий Костин: В 2004-м. Сразу после теракта. Мы объединили многих людей, слушателей «Авторадио» — колонны шли из Украины, Белоруссии, Молдавии и даже из Прибалтики.
Когда из Калининграда выезжали колоны, то в Прибалтике машины присоединялись. А почему нет? Ведь была одна большая страна — связь осталась. А дороги — это в какой-то степени тоже объединение. Когда ты сам увидишь красоту своей страны, тебе не надо будет этого доказывать. С музыкой — также.
САН САНЫЧ ВАРИН
Павел Евдокимов: Юрий Алексеевич, ты упомянул про Александра Варина. Что он привнес?
Юрий Костин: Сейчас расскажу, но сначала коротко — о главном. Вообще, мы храним память о Сан Саныче. Мы — это некоторое количество народа, оставшееся из «первого призыва». Без памяти о героях наших — в буквальном смысле! — у нашей индустрии нет будущего, а есть корпоративная пустота: когда меняются кадры постоянно, когда идет ротация, когда нет основы.
Почему в «Альфе» с таким уважением относятся к ветеранам? Вот у меня на столе книга генерала Зайцева Геннадия Николаевича ««Альфа — моя судьба»»… Почему я знаю тех людей, которых я по своей профессии и не обязан знать? Потому что я вижу, что вы понимаете значение традиции, с каким уважением нужно относиться к героям.
Героями не только потому, что они совершили подвиг на полях сражений или спасали жизни людей, а потому что у них душа такая — светлая, сильная и добрая одновременно.
Это тоже героизм — не оставлять своих и в мирной жизни. Когда надо — помочь, выбить квартиру, например. Это же требует серьезных усилий. Вот это и называется «настоящий командир».
…Когда Варин пришел — станция преобразилась. Когда я появился на «Авторадио» в конце 2001 года, то увидел мощную фигуру, человека невероятно волевого, при этом доброго, но очень жесткого, когда надо. Умея управлять, Варин не боялся принимать решения, не боялся ошибок и открыто о них говорил, — если таковые совершались, мы воспринимали ошибки как трамплин, чтобы двигаться дальше.
Владимир Березовец: Как я понял, именно Варин создал основу, на которой «Авторадио» дальше развивалось, не боялся экспериментов.
Юрий Костин: Это был период роста рынка. Но именно в этот период нужно было быть очень смелым, чтобы воспользоваться этим и, убеждая акционеров, рисковать, приобретая новые активы, открывать региональные представительства.
Холдинг «Профмедиа» мы начали создавать с 2003-го года. И надо сказать, что в 2014-м, когда состоялась сделка по его покупке «Газпромом Медиа», — это была самая высокая оценка с точки зрения стоимости актива на рынке.
Варин думал, конечно, о коммерческой составляющей, но в основе того, чем он занимался — была идея, была идеология. И поддержка проектов, которые можно условно назвать социальные, и развитие регионального вещания, и дружба с региональными руководителями.
Так вот, про Беслан … Эта история случилась, когда мы начали готовить пробег, а 1 сентября террористы захватывают школу № 1. Мы тут же переформатируем пробег и называем его «Ради жизни» — это все было решено в кабинете у Варина.
Я, как вице-президент компании, был тогда руководителем проекта. Повесил большую карту России — чувствовал себя как минимум маршалом Жуковым, а как максимум — генералиссимусом. Это была первая для нас такая история, и мы не знали, как это делается, потому что логистически все было очень сложно.
И решили так: в каждом городе, через который будет идти колонна, мы в «колбочку» собираем землю — и так со всей России, Украины, Молдавии и Казахстана, поскольку были люди из разных республик бывшего СССР.
Владимир Березовец: Вы всю эту землю привезли в Москву?
Юрий Костин: Сначала, да. Договорились, что на Красной площади у нас будет парад автомобилей, но получился Васильевский спуск. И после того, как колона финишировала на Васильевском спуске, мы, как и планировали, отправились в Беслан. Было холодно и на улице и на сердце: конец сентября — начало октября. Еще совсем свежи были раны.
Мы посадили в сквере березку, что привезли с собой. «Она не приживется, — говорили мне, — земля-то из семидесяти городов, разные почвы…» Было сначала одно деревце, а сейчас рощица, и дети новые выросли. То есть жизнь продолжается. Но память о жертвах Беслана всегда с нами.
Варин находился в составе делегации. Это очень важное качество руководителя, помимо того, что он был хороший предприниматель — умный, решительный, харизматичный, командный игрок, — но одновременно и добрый, тонко чувствующий, сопереживающий.
…Варин заложил основы. 2 декабря 2009 года Сан Саныч ушел из жизни. 17 декабря я был назначен президентом. По иронии судьбы, до его смерти мы обсуждали мой уход из компании.
«СДЕЛАЕШЬ ОЛИМПИАДУ, ТОГДА МОЖЕШЬ ИДТИ…»
Владимир Березовец: А почему возникло желание уйти?
Юрий Костин: Просто потому, что мне хотелось чем-то другим заниматься. Выслушав меня, Варин сказал: «Сделаешь Олимпиаду, тогда можешь идти куда хочешь».
Владимир Березовец: В каком смысле?
Юрий Костин: Не в том смысле, что «я делаю Олимпиаду». Мы тогда готовились к работе на Олимпиаде в Ванкувере, в «Русском доме», и задача была невыполнимая, но мы за нее взялись: организовать вещание «Авторадио» в Канаде и из Канады на всю Россию на время проведения Зимних игр. Эту задачу мне надо было с командой реализовать, что мы и сделали. Но уже без Сан Саныча… А потом, в 2014 году, в Сочи мы создали утреннее и вечернее шоу «Победа» с репортажами из олимпийской столицы. Технологически это очень непросто, но в Сочи получилось здорово.
Название «Победа» было пророческое. Россия завоевала в Сочи большее число медалей, их потом пытались у нас отнять и даже отнимали, но все равно Россия была номер один. И это были лучшие зимние Олимпийские игры за всю историю их проведения.
Павел Евдокимов: Я помню эфир, посвященный памяти Варина. В студию приходили артисты. Самая пронзительная песня была у Олега Газманова — «Я измеряю жизнь количеством друзей». В какой-то момент мне показалось, что Газманов даже заплакал, настолько его переполняли эмоции. Насколько я помню, это любимая песня Варина.
Юрий Костин: У него много было любимых песен. И веселые, и трогательные, и Митяева любил, и Газманова, и Boney M. Денис Майданов написал хорошую песню, а Варин его первым в эфир поставил.
Сейчас Майданов — знаменитость, депутат, а тогда был автор текстов и музыкант, которому приходилось нелегко, трудно было пробиться. «Авторадио» дало ему дорогу в жизнь.
Если говорить о первых системообразующих артистах «Авторадио», то это Александр Барыкин, Александр Буйнов, Михаил Шуфутинский, и Володя Пресняков, и Леонид Агутин, Алла Пугачёва — мы же не боимся называть имена, мы же вообще ничего не боимся? «Машина Времени», «Наутилус», Александр Розенбаум, музыка дискотек 80-х… Насколько палитра была широка! Это и поп-музыка, и рок-музыка, и что угодно.
Удивительно многогранно и при этом, как говорят, «формат». Очень такое слово странное, я хоть и радийщик, его не очень понимаю — но это то, что у тебя здесь, в сердце.
…Мне Женя Маргулис присылает сегодня смску, как будто знал, что я встречаюсь с моими братьями из «Альфы». Он пишет: «Летом прошлого года был в Беслане, и, поразившись увиденным, написал зарисовку — отдал Саше Маршаллу, он мне записал и, в общем, делюсь с тобой».
Вот она, душа! «Лежат игрушки на земле и детские тетрадки, гуляет ветер в полумгле, погас огонь в лампадке…»
Есть наука, как создается радио — это целая история, это программирование, технологически весьма сложное: двадцать четыре часа эфир. Это нельзя просто руками сделать, а нужно пропустить через сердце.
«…СПАСИБО, ЧТО СПАСАЛИ НАШИХ ДЕТЕЙ»
Павел Евдокимов: Говоря о глобальных идеях и сверхзадачах… Для чего все-таки существует «Авторадио»?
Юрий Костин: Для чего? Наверное, чтобы показать всем, каким должно быть радио в стране с такой историей и настоящим, как оно должно себя вести, что оно должно людей и развлекать, и информировать и заставлять сопереживать и объединять. На Дубровке, когда был теракт, мы реагировали на все события моментально: менялся эфир, менялась музыкальная палитра, убирался юмор, убирались веселые песни — мы понимали, что происходит.
Кстати, и Варин и все мы с огромным уважением относились к людям военной профессии, особенно к спецназу.
Я хорошо помню, как мы приехали в Беслан, зашли в школу… У меня есть фото — хотя я не собирался ничего снимать, просто хотел понять, как это вообще могло произойти? И первое, что снял, надпись над умывальниками: ««Альфа», «Вымпел», спасибо, что спасали наших детей».
Владимир Березовец: Как мы говорим, сердце спецназа России бьется в Беслане.
Юрий Костин: И если к кому-то были претензии у жителей города и вообще у всей Осетии, то уж точно не к «Альфе» и не к «Вымпелу». И вообще не к спецназу. Мы каждый год туда ездим, и до сих пор бойцов спецназа ФСБ там вспоминают добрыми словами.
Возвращаясь к тем людям, которые олицетворяли «Авторадио», вспоминаю Алексея Ивановича Булдакова — это была истинная душа станции, человек невероятно добрый, недавно исполнилось четыре года, как он ушел. Мы с ним поговорили по телефону, а через несколько дней он скоропостижно скончался. Был большим моим другом — в конце жизни прямо полюбил.
Булдаков не раз ездил с нами в Беслан, участвовал во всех праздниках «Авторадио» — он, кстати, впервые в Беслане в 2007 году рассказал анекдот. С позволения главы администрации. Спросил, уместно ли это? «Уже пора! — ответил тот. — Люди должны продолжать жить».
Когда мы первый раз приехали в Беслан, местные дети были маленькие — у нашей березки фотографировались. А сейчас уже взрослые, у самих уже дети. Жизнь продолжается. И когда мы встречаемся с местными, они говорят: «Спасибо, «Авторадио! Мы знаем, что вы делаете, вы единственные, кто ежегодно из медиа компаний устраиваете что-то для нас».
Владимир Березовец: А как родилась идея храма?
Юрий Костин: Его так сразу и стали строить. Просто в какой-то момент… не помню, кто мне сказал, что недостаточно средств на иконостас. С помощью людей, которым это не безразлично, имевшим отношение к «Авторадио», удалось собрать достаточно средств, чтобы сформировать роспись храма.
А роспись эта уникальна — храм можно показывать, как достопримечательность Осетии. И вообще всего Северного Кавказа. Храм поставлен в честь Новомучеников, и была идея выписать в одной из икон все лица погибших детей.
Надо сказать, что ни один артист, в том числе все упомянутые мной, и православные, и мусульмане, и неверующие — все помогали. И не важно: рубль, образно говоря, или миллион — важно, что человек свой вклад внес. И это тоже «Авторадио».