27 ноября 2024 06:59 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Главная тема

Автор: ОЛЬГА ЕГОРОВА
ОСТРОВ МАМОНОВА — 2

31 Августа 2023
ОСТРОВ МАМОНОВА — 2
Фото: В 1990 году Пётр снялся в знаменитом фильме Павла Лунгина «Такси-блюз». За эту роль Мамонов был номинирован на премию «Ника»

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО.

«А МАЛЬЧИК-ТО БУДЕТ… ЗОЛОТОЙ!»

Тем временем в обитель приезжают с материка самые разные люди, чтобы получить от отца Анатолия помощь — веря в силу его молитв, веря в чудо.

Старец никому не отказывает, за исключением одного случая, когда к нему приходит испуганная деревенская девчонка — просить «благословение» на аборт. Отца Анатолия она поначалу принимает за рабочего-кочегара.

«Пожалуйста, батюшка, миленький, спросите… благословение на аборт… у старца». — «В ад собралась? И меня с собой затащить хочешь…» Кадр из фильма «Остров»

— Ну что… за благословением на убийство приехала? Вот тебе, а не благословение!

— Пожалуйста, батюшка, миленький, спросите… благословение на аборт… у старца.

— В ад собралась? И меня с собой затащить хочешь… Знаю я, знаю…

— Ежели я его рожу, меня никто замуж не возьмет. Кому я с дитем то нужна?

— А тебя и так никто не возьмет. Вон, на роду написано. А здесь ребеночек будет… утешение. Всю жизнь себя проклинать будешь… что дитя-то невинное убила.

— А вы-то откуда знаете? Вы же не старец.

— А может я сам-то человека убил. Ну ладно, вставай с колен. На коленях Богу молиться надо, что передо мной-то стоять. А мальчик-то будет… золотой!

«ТИХОН… ИДИ С МИРОМ»

Помогая другим, отец Анатолий тяжко страдает, мучаясь тяжестью греха, совершенного тогда, на барже.

А дальше… происходит встреча отца Анатолия с адмиралом и его дочерью Настей, одержимой после смерти мужа-подводника, — тот приехал в обитель в последней надежде.

Для адмирала, являющегося убежденным атеистом, все происходящее в обители является дикостью, но старец сажает Настю на лодку и увозит на Остров, где по его молитвам к Богу свершается изгнание беса, мучившего ее все это время.

Ютились сначала в палатках, потом поставили сруб, печник сложил печку. Жена Ольга с детьми ходила в лес, пилила двуручной пилой сухие ёлки на дрова. А Пётр всю зиму писал

Адмирал оказался тем самым шкипером Тихоном, которого когда-то расстрелял отец Анатолий. После исцеления дочери («Настеньку не узнать, светится вся») старец говорит, что ее нужно исповедовать и причастить, а затем ведет адмирала в кочегарку, где между ними состоялся такой разговор:

— Да ты не бойся, адмирал, у меня же здесь не проверка, не первый отдел.

— Да я, собственно, никого не боюсь. Я свое отбоялся. Я действительно не понимаю, зачем я вам… нужен.

— В сорок втором в плен я попал, пацан совсем. Немцы мне жизнь предложили в обмен, что б я своего товарища расстрелял.

— А где вы служили?

— Здесь и служил, на Северном флоте.

— И как того товарища звали?

— А я не помню. Старше он меня был, шкипер вроде. Буксир водил. Ну что ж ты меня не спрашиваешь, расстрелял я его?

— Ну и… расстрелял ты его?

— Расстрелял. И как мне с этим жить — я не знаю.

— И я не знаю.

— А зачем ты мне об этом рассказываешь?

— Да стар я. С такими грехами помирать страшно. Боюсь.

— Да не бойся, помирай спокойно… батюшка. Знал я того моряка, живой он оказался. Ты тогда только руку ему прострелил. А взрыв случился, он… за борт в полы… за доску схватился. А наутро там его свои… нашли.

— Прости ты меня. Прости за все. А?

— Давно простил. Я ж думал, что тебя и в живых нет. Думал, ты тогда вместе с баржей-то…

— Тихон… иди с миром.

Так открывается, что старец сразу узнал в Тихоне шкипера.

«ТОЛЬКО ГРЕХА БОЛЬШОГО НЕ СДЕЛАЙ»

Вскоре отец Анатолий уходит в свой последний земной путь. Свидетелем последних минут его жизни становится отец Иов — его прежний антагонист, а теперь уже ученик. Он с ужасом смотрит, как старец в простой белой рубахе ложится в рыбацкий ящик вместо гроба…

— Отец Иоф, помоги. Ну вот, хорошо. А теперь поди, скажи отцу Филарету, что раб Божий Анатолий… преставился.

— Да как же это? Отец Анатолий… А умирать-то не страшно?

— Умирать… умирать не страшно… Страшно будет перед Богом стоять… Грехи давят.

— А мне как же жить?

— Все грешники, живи, как живешь. Только греха большого не сделай. Ну, ладно, поговорили и хватит. Иди. Иди, милый, иди. Иди с Богом. Господи… прими душу мою грешную.

Потрясенный, отец Ион бежит к звоннице и ударами в колокола оповещает обитель об уходе отца Анатолия.

«ЧТО НАШЛО НА ЛУНГИНА, КОТОРЫЙ СНЯЛ ТАКОЙ ФИЛЬМ?!»

Замечательный сценарий фильма «Остров» — выпускная работа Дмитрия Соболева (ВГИК). Идея им вынашивалась долго, пока не созрела «схема» искушения, покаяния и прощения. «Я читал жития многих подвижников, — рассказал Дмитрий, — и в основу образов главного героя легли Феофил Печерский и Севастьян Карагандинский».

Сценарист откровенно признался, что он «не церковный человек», но его «очень интересовала проблема покаяния, так как она является основополагающей в христианстве». У Павла Лунгина тоже была идея и «свой интерес».

«Я ничего не одобряю и не порицаю, у меня дел по горло, своей грязи. Если я очищу мир на маленькое пятнышко себя, миру этого хватит. Спаси себя, и хватит с тебя» (Пётр Мамонов)

— Это просто фильм о том, что Бог есть. Приходит время, когда это становится важным. Кроме того, я пытаюсь открывать новые жанры для кино, в данном случае «жанр жития». Это фильм не церковный, это фильм о людях и для людей. Просто мы пытались пронизать его ощущением, что Бог есть, что мы не одни на этом свете.

Ну да, «фильм-то не церковный», однако самое главное зрители поняли!.. «Отец Анатолий» Мамонова крепко помог многим разобраться в своей жизни — остановиться, затормозить на бегу, задуматься о самом главном.

Пётр Мамонов сказал тогда, что если хотя бы один из десяти тысяч зрителей пойдет после просмотра фильма в храм, цель, которую ставили перед собой авторы «Острова», будет достигнута.

— В местах заключения после просмотра картины многие плакали, на то была воля Божия, а мы — как та ослица, на которой Господь въезжал в Иерусалим. Мы делаем то, что в наших силах.

Многие удивлялись, как Лунгину удалось снять такой фильм. И ведь что любопытно. Ни сценарист, ни режиссер — люди, как сами говорят, «невоцерковленные». Однако именно через них «транзитом» приплыл к нам «Остров» — откровенный, чистосердечный, задевающий за живое.

Съемочная группа «Острова» была приглашена на прием к Патриарху Алексию II, который радушно встретил гостей.

— Зрители смотрят фильм, буквально затаив дыхание, — сказал предстоятель. — Благодарю за ваш труд, за обращение к сложной тематике… Людям необходима духовная поддержка, и вы показали в своем фильме, как они приходят за ней к Богу, как ищут ее. Но не все еще переступили порог храма, не все знают, что такое монастырь, сколь сильная в нем совершается молитва, какую духовную поддержку там можно получить. Спасибо вам за то, что вы затронули эти темы и создали фильм «Остров».

ПРОЩАЙ, ЛЮБИМЫЙ ХУЛИГАН!

В тот день, когда умер Пётр Николаевич, огромное количество людей написали в интернете о том, как он был им дорог. Многие оставляли свои отзывы, цитировали Мамонова: «На мой взгляд, святой отличается от обычного человека тем, что научился любить», «Богу не важно, что вы в него не верите, главное, что Бог верит в вас», «Говорите «я тебя люблю», даже когда вы не уверены в этом. Когда будет поздно, мы можем пожалеть, что жадничали на эти простые слова…», «Если ты на самом дне, то у тебя на самом деле хорошее положение: тебе дальше некуда, кроме как наверх…», «Пока что самые хорошие отношения у меня установились с кошкой».

«Свечку не так поставила. Юбка у неё короткая. В брюках пришла в храм… Это — не твои проблемы. Твои задачи — не держать обиду и очистить своё сердце»

Почему-то я тогда написала: «Прощай, любимый хулиган!» Однако отзывы были положительными, а значит, и несочетаемое на первый взгляд иногда сочетается.

Прощание с Петром Николаевичем происходило в московском Донском монастыре. «И вот как такая маленькая территория могла объединить русского философа Ильина, белогвардейца Деникина, якутскую дочку народовольца Юрасову-Гопиус и рок-икону Петра Мамонова? А… объединила», — написал человек, присутствовавший при отпевании.

На траурной церемонии в Донском побывал и «отец Иов» — Дмитрий Дюжев. В тот день он вспоминал, как однажды Мамонов при нем рассуждал о жизни и смерти.

Это произошло, когда артисты летели рядом в самолете. Пётр Николаевич весь полет просидел в наушниках. Дмитрий спросил его, что он слушает — оказалось, проповеди Иоанна Крестьянкина. А потом Мамонов замечательно вспомнил о съемках в «Острове» и не только.

— Я ложился в «Острове» в гроб. Строгая вещь. Четыре стеночки и крышка — ни Евангелия, ни икон, ничего нет. С чем ляжем? Что я собрал? Записывать умею, водить машину умею, тем-то пользоваться умею. Прощать не умею, не раздражаться не умею, отдавать, чтобы не было жалко, не умею. Все, что в вечности пригодится, все, что потрогать нельзя — не умею. А я научился за эту жизнь тысяче ненужных там вещей. Что же делать? Отлипать потихоньку. Как липучку от раны потихоньку отрывать.

«Целая жизнь дана, чтобы душу изменить. Нельзя рассказать про вкус ананаса, если его не попробовать. Нельзя рассказать про то, что такое христианство, не пробуя». Кадр из фильма «Остров»

Господь дал дом огромный. Хожу я там, нравится мне — у меня и спальня, и кабинет, и все это придется оставлять. Жалко! Виниловых пластинок четыре тысячи штук избранных коллекция — жалко! А потом смотрю — не так уж и жалко со временем. С радостью вижу в себе начатки отлипаний. Вот на что стоит тратить жизнь — на подготовку к вечности…Поэтому я каждый день встаю и думаю: «Что сделать такого, чтобы кому-нибудь от того, что я здесь живу, было бы хорошо».

Недавно я случайно прочла стихотворение памяти Мамонова, кто автор — к сожалению, не знаю. Но как это хорошо сказано!..

Прощай, отец, в июльском силуэте

Ты вслед ушел за тот же горизонт

Пусть нашей памяти соленый свежий ветер,

Наполнит чаши ваших парусов. 

 

ЕГОРОВА Ольга Юрьевна, родилась в Калуге.  Выпускница факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1997 году была ответственным секретарём журнала «Профи».  На протяжении шести лет, с 1998‑го по 2003 год и с 2010-го по настоящее время является редактором отдела культуры в газете «Спецназ России». Опубликовала большой цикл статей, посвящённых женщинам в истории отечественной разведки. Автор книги «Золото Зарафшана».  «Серебряный» лауреат Всероссийского конкурса «Журналисты против террора» (2015 год). Член Союза писателей России.

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 
Оцените эту статью
9946 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

Автор: ОЛЬГА ЕГОРОВА
31 Августа 2023
ОСТРОВ МАМОНОВА

ОСТРОВ МАМОНОВА

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание