РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
КОГДА ШЁЛ ДОЖДЬ — 2
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО
ОПОЗНАНИЕ
Я никогда не говорила об этом, но это тоже часть это трагедии и люди, которые опознавали детей и взрослых — это тоже героические люди!
Из воспоминаний моей тети я узнала, как опознавали жертв теракта. Трупы из спортивного зала поделили на сектора, забирали останки и некоторые вещи, которые были вокруг. В морге они лежали по этим секторам.
4 сентября мама рассказала тете, во что были одеты Борик и Вера, какими швами она подшивала Борису рубашку и зашивала брюки, в каком платье и трусиках была Вера. Рассказала, где мы сидели, находясь в здании.
Заходя в морг, людям выдавали маски и две таблетки глицина под язык. Опознавать пошли папа, тетя и дядя. Им показали, где лежат тела тех, кого забрали с того места, где мы сидели. Они открывали около десяти черных пакетов и нашли…
Веру опознали по остаткам трусиков и платья под попой, остальное сгорело. Борю можно было узнать, у него сгорела только половина тела.
Опознание останков шло долго… Несколько месяцев люди искали своих детей, родных. Делали генетическую экспертизу, кто-то не верил, что похоронил своего, кого-то похоронил не того… Папа тоже сдавал кровь для подтверждения, что мы похоронили своих…
Ночью 4 сентября Боря и Вера были уже дома в закрытых гробах. Мама ушла из больницы, чтобы их похоронить.
6 сентября в Беслане хоронили более ста человек… По воспоминаниям мамы, шел проливной дождь, стоял невыносимый плач людей, лопаты ломались от каменистой земли и тогда могилы копали экскаватором.
В этот день я была в больнице и не смогла попрощаться с братом и сестрой…
ВРЕМЯ НЕ ЛЕЧИТ
Остались в живых я, мама и сестра Аня.
Мама до сих пор работает в школе, создала музей, где есть разные залы, посвященные истории школы, теракту, погибшим спецназовцам. Люди помнят, приезжают — спасибо им!
Часто спрашивают: «Как жить после таких событий?» Ты привыкаешь, принимаешь случившееся. Когда смотрю какие-то документальные фильмы, репортажи или читаю статьи, ощущение, что это случилось не с тобой, но смотришь на шрамы на теле и становится не по себе. Как так, мы сидели рядом, брата и сестры нет, а мы с мамой есть… Почему так?
И могу сказать, что фраза «время лечит» не работает… Со временем становится только тяжелее: становясь взрослее, начинаешь понимать какие-то вещи, смотреть по-другому на всё. Тогда я была маленькой, мало что понимала, а сейчас, с возрастом, приходит осознанность случившегося.
Начинаешь понимать кошмар и ужас произошедшего, и если раньше я думала, что брат с сестрой просто в какой-то долгой поездке на реабилитации, то сейчас я понимаю, что больше никогда их не увижу и не смогу обнять. Не смогу сказать, как я их люблю, что больше никогда мы не будем «беситься» на маминой кровати и не будем вместе собирать в огороде малину…
Здоровье — оно тоже не становится лучше. Открывается одно, второе, третье — и все это, как говорят врачи, от той старой травмы. Легче точно не становится. Просто со временем я учусь жить с этим — это часть моей жизни, мое прошлое, которое никуда не уйдет.
Меня спрашивают: «Часто ли вспоминаете теракт?» Я о нем не забываю… это всегда внутри меня, это часть моей жизни, мое прошлое, которое всегда в памяти.
Остались ли какие-то страхи или что-то такое? Да, я не переношу запаха варки железных труб, который очень похож на запах, что был зале. Боюсь громкого салюта. Когда попадаю в новое пространство / помещение, оцениваю обстановку: где двери, окна, какой этаж, высоко ли прыгать, куда убегать.
Не люблю коричневый скотч (им были обмотаны бомбы). Не могу ходить по мягкому полу, потому что сразу переношусь в спортзал, когда мы шли, после взрывов, в столовую по людям, лежащим на полу.
ГЕРОИ СПЕЦНАЗА
Наша первая школа в Беслане носит имя Героев спецназа. Классы — имена погибших Героев «Альфы» и «Вымпела». Мы помним наших спасителей! И никогда их не забудем.
…Голубые глаза, щетина и закатанные рукава — все, что я запомнила, когда боец спецназа выносил меня из школы. Я потом всегда про него спрашивала, ходила, смотрела, когда к нам спецназовцы приезжали.
Много-много позже я нашла в интернете фотографию офицера «Вымпела» Александра Богомолова, и у меня внутри что-то оборвалось — ушла с работы зареванная. Потом прочитала, что в 2016 году он погиб.
(В составе миротворческих сил Александр Богомолов находился в Косово, прошел две Чеченские войны. Принимал участие во всех крупных операциях по освобождению заложников: выводил зрителей из захваченного боевиками Театрального центра на Дубровке («Норд-Ост»), прикрывал собою детей в Беслане.
Дважды был серьезно ранен. Награды — иконостас! Ордена «За заслуги перед Отечеством» 3-й и 4-й степеней, два «Мужества», медали «За отвагу».
Сотрудник «Вымпела». С 2013 года — начальник регионального отдела специального назначения (РОСН) «Ворон» Управления ФСБ России по Воронежской области. Полковник.
Погиб 24 ноября 2016 года в Назрани (Ингушетия) в ходе специальной операции по уничтожению террористов. Получив тяжелое ранение в грудь, скончался при эвакуации в больницу. Посмертно удостоен звания Героя России.)
Мама познакомилась с его супругой. Она живет в Москве.
Мы дружим с семьями погибших спецназовцев «Альфы» и «Вымпела», они часто приезжают в Беслан. У нас необходимость с ними общаться. Просто необходимость. С семьей Дмитрия Разумовского мы уже сроднились, на свадьбе у Миши Разумовского я встретила своего будущего супруга.
ЗВУКИ АРФЫ В ДУШЕ
Иногда ты задаешь себе вопрос: почему погибли брат и сестра? Мы сидели рядом. И их нет, а ты есть. Даже не почему, а для чего я осталась жива? Это же не просто так. Наверное, я в какой-то степени должник. Я в долгу у этого мира. Я должна оправдать свою жизнь чем-то хорошим, важным.
Важно продолжать жить ради тех, кого нет с нами, и доказать, что мы несломлены и никто не посмеет забрать нашу жизнь еще раз.
И еще важный момент — цените жизнь, каждый ее момент! По возможности не заковывайте себя в проблемах, обстоятельствах, не фокусируйтесь на них. Любите всех и всё, что вас окружает, и чаще говорите близким, что вы их любите!
Семья — это самое дорогое, что есть у человека, помимо жизни. Когда ты был на волосок от смерти и видел, как уходят близкие, начинаешь ценить то, что у тебя есть. К сожалению, люди зацикливаются на мелочах, упуская самое главное.
Я завидую тем, кто может обнять свою сестру или брата, тем, кто может сказать: «Папуля, как ты?», тем, кто может обнять и расцеловать свою любимую бабушку.
И совсем не понимаю тех, кто держит обиду друг на друга…
Мне очень хочется, чтобы люди были добрее друг к другу, чтобы всегда прощали и не держали зла. Чтобы с родными можно было поговорить на любые темы и быть понятым, и услышанным. Чтобы люди говорили «Люблю!» и не боялись признаваться в своих чувствах! Это не слабость, это проявление вашей человечности.
Как-то я спросила у бабушки: «А что такое любовь?» Она ответила: «Это когда на душе арфа играет!» Пусть у каждого играет арфа и играет только красивую, спокойную и добрую музыку.
И — да, я люблю жизнь, я могу дышать, плакать, смеяться, делиться своими чувствами с другими. Рано или поздно, все встанет на свои места и не будет лишних слов.
Летом 2020 года у меня закончился очередной этап — важный, трудный, но очень интересный и развивающий. Я окончила Московский городской педагогический университет.
Магистратура стала не просто местом, где ты узнаешь что-то новое. Она показала мне мои слабые и сильные стороны. Голова пришла более-менее в норму. Это было нелегко! Но это отличная возможность выйти из зоны комфорта, преодолевать новые препятствия, изучать свои возможности и увидеть, как может быть по-другому.
Эти два года я провела в отличной компании магистрантов, которые делились своим опытом, поддерживали и всегда были рядом. У нас сложилась отличная команда и спасибо МГПУ, что собрал в одном месте невероятно интересных и вдохновляющих людей.
Я буду вспоминать это время с радостью и улыбкой на лице.
P. S.
Когда мне снится, что опять захват школы / института / самолета / поезда метро, я во сне подхожу к террористам и говорю: «Я уже была в заложниках, можете меня отпустить?» Но это не работает…
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!