23 ноября 2024 03:47 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Антитеррор

ХРОНИКА ТЕРРОРА

1 Июня 2004

Лебединая песня

Террористическая атака, осуществленная боевиками 17 мая в Урус-Мартановском районе Чечни, по своему замыслу и результатам напоминает о временах первой чеченской кампании, когда бандиты чувствовали себя почти безраздельными хозяевами чеченских гор и лесов. Сначала на мине подорвался автомобиль «УАЗ», а ехавшие в нем военнослужащие внутренних войск были обстреляны боевиками.

Затем на помощь сослуживцам выехали солдаты на бронетранспортере, который был точно так же подорван, а ехавшие на его броне точно так же обстреляны. В итоге погибли 11 военных, еще 5 ранено и 1 пропал без вести.

Успех этой вылазки можно объяснить не только и не столько мастерством боевиков (шаблон «подрыв-обстрел» в высшей степени зауряден), сколько умственными способностями тех, кто командовал вторым отрядом внутренних войск – и, по сути, наступил дважды на одни и те же грабли, послав на заведомую гибель небольшие силы, не обеспечив их к тому же средствами радиоэлектронной борьбы и поддержкой с воздуха.

К счастью, подобных командиров сейчас не так много, как десять лет назад. Да и силы у боевиков уже далеко не те, чтобы устраивать военным такие налеты каждый день или хотя бы каждую неделю. Так что атака 17 мая – всего лишь «отблеск» былой «славы» боевиков…

Первая месть за Кадырова

В Грозном 24 мая были убиты Саид-Эмин Ильханов и Тауз Судаев, которые являлись полевыми командирами среднего звена и организаторами террористического акта 9 мая на стадионе «Динамо», в результате которого погибли 6 человек, включая президента Чечни Ахмада-Хаджи Кадырова. Непосредственным исполнителем пока считается каменщик грозненского СМУ-10 Лом-Али Чупалаев, задержанный 12 мая в селе Алхазурово Урус-Мартановского района.

Сын убитого чеченского президента Рамзан Кадыров уже заявил, что ему известно, кто стоит за этим терактом, и что он будет следовать традициям своего народа, оставаясь при этом в рамках закона.

Учитывая, что под традицией он подразумевал, прежде всего, кровную месть, а смертная казнь в России пока что отменена, можно предположить, что люди, подозреваемые им в организации взрыва, «окажут сопротивление сотрудникам милиции» и будут расстреляны на месте, либо «убиты при попытке к бегству».

Вебмастер по кличке «Палач»

21 мая в Хасавюрте был задержан связной Шамиля Басаева и профессионал-подрывник 25-летний Якуб Бедиев из села Дышне-Ведено, имевший клички «Кана» и «Палач». Вместе с ним был задержан другой известный боевик, 23-летний Ислам Тухашев из Грозного.

У них изъяли 66 пачек алюминиевой пудры, аммиачную селитру, много болтов и гаек, а также уже собранное самодельное взрывное устройство, снаряженное болтами. В-общем-то, стандартный набор стандартного чеченского террориста, но обращает внимание одно обстоятельство: именно через Якуба Бедиева Шамиль Басаев и прочие главари террористов передавали информацию для опубликования ее в интернете на сайтах, которые контролирует «чеченский Геббельс» Мовлади Удугов.

Схема обновления сайтов была проста и в то же время безотказна. Боевики, как правило, избегают напрямую работать с интернетом на своих базах в горах. Во-первых, для этого требуется связь, а значит – чистое небо над головой: из пещеры или схрона поработать не удастся. Во-вторых (что гораздо хуже) из-за «прозрачности» значительной части интернета, не исключая и экстремистских сайтов, российские спецслужбы могут без особых проблем определить местонахождение «вебмастера», вышедшего в Сеть по сотовому или спутниковому каналу, и накрыть его одним точным ракетно-бомбовым ударом.

Поэтому Шамиль Басаев через посредников передавал информацию Якубу Бедиеву, который направлялся в Дагестан. Там с одного из переговорных пунктов, подключенных к интернету, он посылал её Удугову с помощью электронной почты. Последний, находясь за пределами России – и, следовательно, в относительной безопасности – размещал эти материалы на одной из 57 подконтрольных ему веб-страниц. Именно так, в частности, Бедиев отправил Удугову сообщение о «спецоперации» по убийству Ахмада-Хаджи Кадырова 9 мая.

Однако, роль Якуба Бедиева в военных действиях не ограничивалась подрывным делом и обновлением сайтов. Бедиев был высококвалифицированным профессионалом, прошедшим всестороннюю военную подготовку в лагерях Хаттаба и служил поначалу в банде своего дяди, Ислама Бедиева, подчинявшегося Ширвани Басаеву, перейдя впоследствии в личную охрану брата «чеченского гинеколога». К самому Шамилю Басаеву Бедиев, впрочем, относился неважно и в июне 2003 года даже предложил представителям властей свою помощь в его поимке. Но «умники» из Регионального оперативного штаба поведали об этом корреспондентам агентства «ИТАР-ТАСС», незамедлительно озвучившим эту «сенсацию» на Первом канале. Разумеется, после этого у Бедиева появились гораздо более важные проблемы, нежели поимка опасного конкурента, к которому ему пришлось явиться с повинной.

В последнее время, впрочем, его деятельность ограничивалась «веб-дизайном», а также разными услугами своему бывшему оппоненту Шамилю Басаеву, обеспечивавшими последнему связь с внешним миром. Так что его арест оказался серьезным ударом не только по одному из последних крупных полевых командиров «старой формации», но и по представительству сепаратистов в интернете.

Последний человек Гочияева

30 мая в деревне Барсуки Назрановского района Ингушетии были уничтожены трое ваххабитов из Карачаево-Черкессии – 37-летний Хаким Абаев, 37-летний Мунир Карабашев и 35-летний Кичи-Батыр Тохтаулов. Они прятались на чердаке дома и при попытке сотрудников ФСБ и МВД проникнуть туда открыли автоматный огонь, ранив троих чекистов. Сдаваться бандиты отказались и были уничтожены огнем из пулеметов и гранатометов. При обыске останков боевиков на них были найдены поддельные загранпаспорта, много взрывчатки, готовые к подрыву самодельные взрывные устройства и «пояса шахидов».

Наиболее важным из них был Хаким Абаев. Он был последним человеком из группы Ачимеза Гочияева, подготовленной международным террористом Абу аль-Валидом Гамиди для диверсий и террористических актов, причем, будучи родственником Гочияева, он лично организовывал закупку взрывчатых веществ и организацию террористических актов в Москве и Волгодонске в 1999 году. Большинство остальных членов группы провалилось и было уничтожено или схвачено еще в начале второй чеченской кампании. Тогда удалось спастись лишь Гочияеву и нескольким бандитам, включая и Хакима Абаева. Вообще люди Ачимеза Гочияева в плен старались не сдаваться. Так что из всей банды удалось взять живыми лишь Юсуфа Крымшамхалова и Адама Деккушева, которые скрывались в Грузии и были экстрадированы в Россию в 2002 году, а недавно приговорены судом к пожизненному заключению.

Кроме самого Гочияева, до последнего времени удавалось скрываться лишь Хакиму Абаеву, который прибыл в Ингушетию из Азербайджана через Грузию по приказу убитого в апреле Абу аль-Валида. Но и в его жизни, как и в жизни его наставника и командира, 30 мая была поставлена точка.

«Джихад» в Самаре

4 июня в Самаре на вещевом рынке «Кировский» произошел взрыв, в результате которого погибли 11 человек и еще более 40 получили ранения. Мощность заряда составила около 3 кг в тротиловом эквиваленте. Устройство было заложено между железобетонной стеной и оцинкованным вещевым контейнером на высоте около 1 метра и приведено в действие примерно в 13 часов посредством бикфордова шнура и детонатора.

Одна из главных версий – криминальный терроризм. В 2001 году местные криминальные авторитеты и чеченская преступная группировка уже пытались устроить «разборки» на этом рынке с помощью взрывчатых веществ, но тогда обошлось без жертв.

Но «почерк» нынешних террористов никак не зазовешь заурядно бандитским. Скорее, здесь чувствуется опыт профессиональных диверсантов, прошедших подготовку в лагерях исламских террористов на Ближнем Востоке, в Афганистане или в Чечне. Дело в том, что взрыв был направлен в сторону платформы железнодорожной станции Пятилетка, где стояло много людей. К счастью, в это время по железной дороге ехал состав с соляркой, и одна из цистерн приняла на себя большую часть взрывной волны. Если бы в момент взрыва мимо взрывного устройства проезжала не цистерна с соляркой, а цистерна с пропаном, которая тоже была прицеплена к составу, это могло бы привести к объемному взрыву и число жертв исчислялось бы сотнями человек.

В результате проведенных следственных мероприятий уже 11 июня были задержаны 5 жителей Чечни, у которых изъяты патроны, граната и пластит – то самое взрывчатое вещество, которое использовалось в заложенном на рынке взрывном устройстве.

Конец ингушских «шахидов»

10 июня в Ингушетии была уничтожена группа боевиков, готовивших теракты в Москве.

Ее командиром был Нашхо Сугаипов, известный как «эмир Ачхой-Мартановского района Чечни», заместитель Доку Умарова и руководитель так называемого «Ингушского регионального отделения бригады ‘Райские кущи’». Сам Сугаипов, подчинявшийся лично Шамилю Басаеву, при задержании оказал сопротивление и был убит, а трое других террористов – арестованы. У них изъяты пистолеты, патроны, гранаты, компоненты самодельных мин, средства связи и фотоаппаратура.

Филиал в Сахаре

Спецслужбы США 7 июня обнародовали в газете «Вашингтон пост» примечательную информацию о том, что арабские террористы из группировки «аль-Каида» расширили зону своего влияния и начали закрепляться в пустыне Сахара. Интересы этой организации в североафриканской пустыне представляет экстремистская партия «Салафитская группа боя и проповеди». Ее члены уже построили несколько укреплений в глубине Сахары и имеют на вооружении крупнокалиберные пулеметы, минометы и даже зенитные ракеты.

Интересно, что деньги на возведение крепостей и закупку оружия боевики, скорее всего, получили от… правительства Германии, уплатившего в 2003 году 7,3 миллиона долларов выкупа за 17 туристов из Германии, Австрии и Швеции, захваченных террористами.

Вследствие возникновения новой угрозы спецслужбы США направили в страны Северной Африки военных специалистов, которые займутся обучением и снабжением армий и вооруженных группировок, лояльных американцам и согласных сражаться против «Салафитской группы». В борьбе с ними уже достигнут первый успех: проамериканская партия «Движение за демократию и справедливость» захватила в плен одного из военных вождей террористов – бывшего алжирского десантника Брагима Тчуму, который в скором времени будет передан американским властям.

Африканский след

Вечером 7 июня итальянская полиция арестовала в Милане террориста, которого подозревают в организации взрывов в Мадриде 11 марта. 32-летний Хайед Самед Осман Рабеи, известный под кличкой «Мохаммед-Египтянин», согласно заявлению итальянских властей, является главарем одной из террористических организаций, действующих в Северной Африке и, прежде всего, в Марокко. Вместе с ним было арестовано шестеро его сообщников.

Помимо прочего, «Мохаммед-Египтянин» планировал террористическую атаку на такие «символические» объекты Европы, как Европарламент или штаб-квартира НАТО в Брюсселе, а также взрывы в парижском метро по образцу терактов в Москве и Мадриде. Рабеи даже собирался использовать для подрыва тот же самый принцип, что и в Мадриде – посылка на доработанный мобильный телефон SMS-сообщения, приводящего в действие детонатор. Собственно, арест террориста состоялся именно с целью предотвращения терактов в день выборов депутатов в Европарламент – 13 июня, так как по испанскому опыту ясно, что исламские боевики предпочитают совершать масштабные террористические акты непосредственно перед выборами, надеясь таким образом повлиять на их результат в нужном для себя направлении. А Рабеи собирался выехать именно в Бельгию, где находятся основные властные структуры Европейского сообщества.

Премьер-террорист

Ситуация в Ираке с того момента, когда была сформирована местная администрация, которой оккупационные власти должны будут передать свои полномочия 30 июня, не претерпела радикальных изменений к лучшему. Тем не менее, за прошедший месяц можно отметить несколько весьма важных событий.

Во-первых, наконец были сформированы высшие властные органы Ирака, которые примут власть из рук оккупационной администрации. В частности, впервые с момента свержения диктатуры Хусейна назначены президент и премьер-министр Ирака.

Новый президент Ирака, Гази Явар, является в значительной степени компромиссной фигурой, если не устраивающей, то хотя бы не раздражающей большинство сил, действующих на иракской политической сцене. Он пользуется доверием и уважением со стороны не только суннитов и шиитов, но и курдов. Впрочем, было бы неразумно предполагать, что это гарантирует мир и спокойствие в Ираке после его вступления в должность. В любом случае, это кандидатура гораздо лучшая, нежели бывший фаворит Пентагона и бывший диссидент-политэмигрант Ахмед Челеби, ныне подозреваемый в шпионаже в пользу Ирана.

Весьма сенсационным назначением в новой «вишистской» администрации Ирака оказалась личность премьер-министра. Новый иракский премьер, Ияд Аллави, долгое время работал на ЦРУ. В этом не было бы ничего слишком предосудительного, если бы его работа не состояла в организации диверсий и террористических актов в Ираке, имевших целью ослабить режим Саддама Хусейна. В частности, несколько лет назад боевики из группировки «Иракское национальное согласие», возглавляемой Иядом Аллави, взорвали школьный автобус, убив нескольких школьников.

Само собой, такие акции едва ли могли серьезно расшатать основы диктатуры Хусейна, зато вызывали и вызывают вполне обоснованную враждебность со стороны простых иракцев. Американские официальные лица могли бы подумать еще несколько раз перед тем, как выдвигать столь одиозную кандидатуру на пост премьер-министра, особенно учитывая высказанную Джорджем Бушем-младшим после терактов 11 сентября 2001 года жесткую позицию США в вопросах борьбы с террором и с поддержкой террористов…

Во-вторых, продолжались столкновения между иракскими партизанами и американскими войсками и их приспешниками из числа местных жителей, причем назначение новых президента и премьер-министра привело скорее к ухудшению военной обстановки для армии США и ее союзников.

Так, 24 мая в Багдаде происходили настоящие уличные бои, в которых погибло не меньше 18 человек, большей частью иракцы из обоих враждующих лагерей. Вдобавок на въезде в квартал оккупационной администрации (так называемую «зеленую зону») подорвался джип, в котором погибли четыре человека, включая двух сотрудников британской службы безопасности. В этот же день в результате диверсии произошел взрыв на нефтепроводе Киркук-Джейхан, что привело к разливу нефти и сильному пожару. В самом Киркуке был застрелен один из лидеров партии «Туркменский союз» Найм ад-Дин, как полагают, из-за разногласий с местными курдскими группировками.

На следующий день, 25 мая, произошло новое обострение обстановки – в этот день во время стычек между американцами и шиитскими повстанцами из «Армии Махди» осколком реактивного снаряда была повреждена мечеть, построенная над гробницей пророка Али, которого шииты почитают как величайшего святого после его двоюродного брата Мухаммеда. В результате волнений интенсивность конфликта сильно увеличилась и перестрелки в Неджефе приняли массовый характер, что продолжалось еще много дней после обстрела мечети.

4 июня у Багдада подорвался американский автомобиль «Hummer», вследствие чего погибло 5 солдат и еще 5 были ранены. Днем позже на этом же месте подорвался еще один военный автомобиль, но на этот раз жертв было меньше: 1 погибший и 3 раненых.

5 июня партизаны уничтожили полицейский участок в городе Мусайиб, убив 12 сотрудников полиции, которых сначала заперли в камеры, а затем заминировали здание и взорвали его.

8 июня в городе Эс-Сувейра погибли трое словацких, двое польских и один латвийский военнослужащий, которые пытались снять заложенный партизанами фугас и подорвались на нем. В этот же день в городе Баакуба террорист-смертник на заминированном автомобиле врезался в бетонное ограждение американской военной базы, убив одного солдата. Но самый масштабный теракт в этот день произошел в Мосуле, где заминированная машина взорвалась рядом со зданиями школы и местной администрации, убив не менее 10 человек и ранив более 100.

9 июня партизаны безуспешно атаковали заместителя министра здравоохранения Махмуда ас-Сафара, а 12 июня иракские повстанцы расстреляли одного из заместителей министра иностранных дел Бассама Салиха Куббу. На следующий день та же участь постигла пресс-секретаря министерства образования Ирака Камаля аль-Джарраха.

Столкновения в Неджефе между иракскими полицейскими и шиитскими повстанцами из «Армии Махди» продолжались вплоть до 10 июня, но на следующий день, 11 июня, радикальный шиитский имам Муктада ас-Садр через своего посланника обнародовал проповедь, в которой призвал своих последователей прекратить нападения на иракских коллаборантов в Неджефе. В ответ он потребовал от назначенных президента и премьер-министра Ирака не мешать ему заниматься политикой и претендовать на высокие государственные посты. Скорее всего, это требование будет выполнено и на соответствующий запрет главы оккупационной администрации Пола Бремера Явар и Аллави будут смотреть сквозь пальцы – помимо «Армии Махди», ас-Садра поддерживает большая часть остальных шиитов, составляющих почти 60 процентов населения Ирака, и не пускать их духовного авторитета к власти было бы, мягко говоря, не вполне разумно…

Оцените эту статью
2485 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание