РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
БОСИКОМ ПО ПЕСКУ
Волею судеб Саудовская Аравия из тихого уголка Азии постепенно и неумолимо превращается в поле боя, на котором оттачивают свои навыки исламские террористы со всего света.
Хотя первую скрипку здесь играют, разумеется, местные «воины джихада», отрабатывающие свои доллары, полученные от сочувствующих из числа местных шейхов. В конце мая город Эль-Хубар на несколько дней стал саудовским Буденновском, с той лишь разницей, что масштабы террористической атаки на этот раз были гораздо скромнее и ее жертвами стали в первую очередь иностранцы, работавшие в стране по контрактам с различными коммерческими фирмами.События начались утром 29 мая, когда группа террористов, переодетых в полицейскую форму, ворвалась в офисный комплекс, в котором размещены офисы практически всех крупных нефтяных компаний, таких, как «Royal Dutch/Shell», «Total», «LUKOIL» и так далее.
Первая группа саудовских террористов направилась в штаб-квартиру компании «Aricorp Oil» и в стиле главного героя фильма «Брат-2» начала обход здания, методично расстреливая находившихся там людей. Полчаса спустя другая группа боевиков напала на офис компании «Petroleum Center». После этого террористы проникли и в другие офисные здания, расстреливая иностранцев из автоматов и забрасывая их гранатами. Всего в ходе атаки на офисный комплекс боевики убили 16 иностранных специалистов.
Тело одного из убитых иностранцев, гражданина Великобритании Майкла Гамильтона, работавшего в компании «Aricorp Oil», террористы даже привязали к автомобилю и протащили по улицам, видимо, в подражание иракским боевикам, казнившим 31 марта американских специалистов в Фаллудже, что привело к небольшой войне, отнюдь не увенчавшей американцев боевой славой. Так или иначе, террористы добились своего в том плане, что казнь иностранных граждан оказалась весьма наглядной, возымев несравнимое пропагандистское действие на многие горячие головы, готовые убивать «неверных» из-за каждого угла.
Ваххабиты, захватившие примерно 50 заложников, заняли жилой комплекс «Oasis» (по другим данным – офисный комплекс «Saad Center»). Некоторые заложники пытались бежать, и не менее 9 из них были расстреляны террористами и обнаружены после штурма в здании комплекса. Арабские заложники через некоторое время были террористами отпущены.
Вечером 29 мая саудовские спецслужбы и полиция предприняли попытку взять здание «по-буденновски» – то есть лобовой атакой. Но террористы не зря выбрали в качестве укрытия именно этот жилой комплекс. Все подступы к нему отлично простреливались, и когда несколько полицейских получили серьезные ранения, штурм захлебнулся. Вся ночь прошла в бесплодных переговорах, единственным результатом которых было то, что нервы у террористов оказались на грани срыва, так что возникла реальная опасность гибели заложников. Саудовские официальные лица даже утверждают, что террористы на рассвете снова начали казнить захваченных людей.
Ждать дальше было нельзя, и утром 30 мая саудовские власти приступили к проведению повторного штурма. Конечно, это был крайний выход. Особенно с учетом выдающегося «профессионализма» саудовских борцов с террором, которые в прошлом даже при самых благоприятных условиях умудрялись наломать немало дров. То есть – погубить заложников.
В качестве одного из сравнительно недавних и весьма ярких примеров, иллюстрирующих эту печальную особенность саудовских «спецназовцев», можно привести хотя бы угон самолета Стамбул-Москва 15 марта 2001 года тремя чеченскими террористами – Супьяном Арсаевым и двумя его сыновьями, Ирисханом и Денисом. По требованию террористов, вооруженных ножами и топором, самолет взял курс на Саудовскую Аравию и приземлился в аэропорту Медина, откуда террористы собирались улететь к талибам в Афганистан.
После того, как было принято решение о штурме, саудовские «коммандос» атаковали самолет «в лоб», не озаботившись хотя бы одним-двумя отвлекающими маневрами. Сближение (на виду у террористов!) и проникновение в салон заняло у этих выдающихся «профи» целых 15 минут. По меркам антитеррора – это целая вечность.
Впрочем, и на тот момент, когда саудовские солдаты наконец оказались в салоне, им продолжало невероятно везти – чеченские террористы еще не начали убивать заложников. Более того, так как они были вооружены лишь холодным оружием, любой более-менее квалифицированный профессионал смог бы быстро сблизиться с ними вплотную и обезвредить их в непосредственном боевом контакте, избежав жертв, весьма вероятных при стрельбе в самолете, сколь бы квалифицирован не был стрелок. Не то дело саудовцы.
Ворвавшись в салон, «спецназовцы» первым делом открыли огонь из автоматов (!) в направлении террористов. В результате такой «штурмовщины» один террорист был убит, а остальные обезврежены, но от огня «спасителей» погиб один пассажир, турецкий гражданин Гурсель Камбал и стюардесса Юлия Фомина. Почти все пассажиры были жестоко избиты своими «избавителями», которые до последнего момента не знали точно, сколько в самолете террористов и как именно они выглядят. Вот такой у саудовских «спецназовцев» оказался «фирменный стиль работы».
И на этот раз «профи» из Саудовской Аравии оказались «на высоте», продолжая «держать марку». За основу плана операции была взята идея захватить жилой комплекс, высадившись на крышу с вертолета. Эта мысль, здравая сама по себе, в отрыве от комплекса мер по боевому обеспечению, которые предприняты не были, привела к пагубным результатам.
Все наиболее подготовленные бойцы, имевшиеся в распоряжении саудовских властей (порядка 40 человек) были высажены на крыше «Оазиса». Это было хорошо с точки зрения сосредоточения сил в кулак, что нужно, прежде всего, на войне, но плохо с точки зрения антитеррора, где главная цель – освободить заложников и не дать террористам уйти. Саудовские спецслужбы, конечно, выставили оцепление и попытались блокировать террористов, однако вскоре после начала штурма операция перестала быть похожей на Буденновск и по бездарности командования, не выделившего общего мобильного резерва, стала походить скорее на Первомайское. Результаты тоже оказались сходными.
В свое время Салман Радуев, заблокированный в Первомайском, смог правильно оценить ситуацию и понять, что пресловутые «тройные кольца блокады» и «38 снайперов» не представляют особенной сложности в плане прорыва, особенно если бить всеми силами и в одно место – в стык расположения подразделений. В итоге на месте прорыва бандиты имели более чем десятикратное превосходство над спецназовцами, товарищи которых не смогли вовремя перебросить подкрепления и помешать боевикам прорваться. Похожим образом поступили и саудовские террористы.
Учитывая то обстоятельство, что штурм проводился исключительно с крыши, а оцепление держалось пассивно, главарь террористов Нимр аль-Бакми принял решение прорываться на улицу. Трое террористов вырвались из здания и, прикрываясь заложниками, захватили автомобиль и уехали на нем. Этому не помешало ни оцепление, ни ранение одного из бандитов. Правда, сам Нимр аль-Бакми, также раненый, не смог присоединиться к ним и попал в плен. Его сообщникам, судя по всему, удалось скрыться. Через два дня саудовские власти сообщили о том, что им удалось уничтожить в горах под Меккой двух террористов, участвовавших в захвате заложников в Эль-Хубаре, однако, по сообщению независимых арабских телеканалов, убитые были непричастны к этому. По некоторым данным, еще 2 террориста было убито при штурме, а еще 6 вместе с главарем захвачены в плен, но эта информация нуждается в дополнительной проверке, так как исходит от саудовских официальных лиц, не желающих признавать факт успешного бегства большей части боевиков.
Общие итоги операции впечатляют, прежде всего, количеством погибших: только по официальным данным, террористами были убиты 1 американец, 1 англичанин, 1 итальянец, 1 южноафриканец, 1 швед, 8 индийцев, 2 цейлонца, 3 филиппинца, 1 египтянин и 10 саудовцев. – всего 29 человек, причем 22 из них – гражданские лица, а 7 – саудовские сотрудники службы безопасности, убитые 29 мая. И саудовские власти, и террористы считают, что операция каждой из сторон проведена «в общем успешно».
Такой финал операции, впрочем, неудивителен, исходя из того, что, судя по данным опроса, проведенного в 2003 году, около половины саудовцев симпатизируют заявлениям и проповедям Усамы бен Ладена, а 5 процентов даже желали бы видеть его во главе не только Саудовской Аравии, но и всего Аравийского полуострова. Так что у прорвавшихся террористов, скорее всего, не было никаких проблем с местным населением, которое в значительной степени готово поддержать их если не огнем, то хотя бы кровом и пищей…
P.S. 13 июня в Эр-Рияде был убит один гражданин США, Кеннет Скуджи, а еще один, инженер Пол Мартин Джонсон из компании «Lockheed», взят в заложники. Ответственность за этот захват взяло на себя подразделение «аль-Каиды», именующее себя «Бригады Фаллуджи». В заявлении, переданном по телеканалу «аль-Джазира», террористы подчеркнули, что имеют «законное право» пытать американцев точно так же, как американские тюремщики делают это с заключенными мусульманами. Как говорится, «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».