РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
КРИК В БЕЗМОЛВИИ
Брижит Бардо отметила свой юбилей. Некогда несравненной актрисе, ставшей эротическим фетишем нескольких поколений, исполнилось семьдесят лет. В шестидесятые она стала символом женственности и эпатировала публику весьма смелыми по тем временам поступками. Имя знаменитой француженки не сходит с газетных полос и сегодня. Но теперь она больше известна как защитница прав животных, участница громких судебных процессов и выразительница идей и чаяний национальной Франции.
Сексуальная кошечкаЕе звали Камиль Жаваль — девочка из хорошей буржуазной семьи. Ее отец никогда бы не поверил, что именно ее будет иметь в виду гадалка, сказавшая «ваше имя прославится». В четырнадцать лет она с трудом выбьет у родителей право работать фотомоделью, а в шестнадцать станет звездой рекламы в журнале «Эль». Именно здесь, на страницах модного издания, ее откроет Роже Вадим — потомок русских эмигрантов. В восемнадцать — она уже Брижит Бардо, а точнее, мадам Вадим.
Как напишет позднее сама актриса, в том, что она уступила чарам Роже Вадима, ее первого мужа, не было ничего удивительного: «ведь он был русским», Вадимом Племянниковым. А Брижит появилась на свет (это произошло 28 сентября 1934 года) и провела свои детство и юность в парижском пригороде Пасси, сплошь населенном в те годы белыми эмигрантами, выходцами из России, бежавшими во Францию во время гражданской войны. И она до сих пор помнит несколько слов по-русски, в том числе «Я тьебя льюблю».
«Нас всех называли тогда «пассятами», — рассказывала Брижит. Она же напишет, что только с Вадимом она узнала, как жить дикаркой, ходить босиком и загорать в бикини. Именно в бикини, а часто и без него. К ней придет настоящая слава, она уже не брюнетка, а блондинка, а фильм «И Бог создал женщину» — культовая картина с ограничением просмотра по возрасту. Критики потом напишут, что таких чувств и такой чувственности на экране до Бардо просто не было. Именно тогда родился сначала стиль Бардо, а потом и миф.
Участие Брижит в картинах «Бабетта идет на войну» (1959), «Истина» (1960) и «Вива, Мария!» (1965) сделали ее одной из самых влиятельных женщин в мире моды. Парикмахеры завлекали клиенток умением делать прически «как у Бардо». Дома мод выпускали облегающие джинсы «Бриджит» и туфельки без каблуков. Образ бесшабашной девчонки стал популярен во всем мире.
Простота стала особым шиком — и в этом заслуга Б.Б. Но у этого успеха была и оборотная сторона; ей не давала покоя пресса, папарацци поджидали ее за каждым углом. Любвеобильной кинодиве, — которая, еще не поставив крест на одном романе, уже оказывалась в плену новой страсти, — было что скрывать, и постепенно ее жизнь превратилась в настоящий кошмар.
Женщина-ребенок, всегда совершенно по-детски любившая удовольствия и боявшаяся ответственности даже за собственного сына, она нашла свою цель — опека братьев наших меньших, борьба за права животных.
«С этого дня мое имя, моя слава, мое состояние, мои еще не растраченные молодость и сила будут отданы на то, чтобы помогать им, бороться за них, мстить за них, любить их и пробуждать к ним любовь». Такой обет Брижит Бардо дала себе 6 ноября 73-го, чтобы на следующий год покинуть мир кино.
В тридцать восемь она окончательно поселилась в Сен-Тропезе, на берегу Лазурного моря, на вилле «Мадраг». В Париж Брижит приезжала только записывать новые пластинки. Много читала, возилась с животными — лошадьми, кошками, собаками, овцами и козами. Слушала в основном классическую музыку. Стала вегетарианкой. Научилась готовить множество овощных блюд и никогда не ленилась постоять у плиты, чтобы накормить друзей повкуснее.
В 1987 году Б.Б. создала Фонд защиты животных, и чтобы придать ему вес и официальный статус «общественной пользы», передала фонду свое поместье, оставив за собой лишь право пожизненного проживания. Она продала драгоценности, сувениры, безделушки, картины, платья и кое-что из мебели, чтобы собрать сумму в 3 миллиона франков, необходимую для его создания.
В настоящее время фонд насчитывает 40 тысяч активистов в разных странах мира, и располагает помещениями, в которых постоянно работает около двух десятков служащих. Также фонд имеет центр приема для всех бездомных животных и «дом транзита» для брошенных кошек и собак, ожидающих новых хозяев.
Слово и дело
Накануне своего 70-летия Брижит Бардо вынуждена была явиться в Исправительный суд Парижа, чтобы в его стенах ответить на обвинения в «провоцировании ненависти, дискриминации и расового насилия». В нынешней толерантной Франции этих грозных обвинений вполне достаточно, чтобы стереть человека в порошок, сделать его парией и изгоем. Тем более, если гонителями единым фронтом выступают столь уважаемые организации как «Движение против расизма и за дружбу между народами» (MRAP), Лига прав человека и ассоциация «Интер — ЛГБТ» (лесбиянки, геи, бисексуалы и транссексуалы). Держись Б.Б., ты нам ответишь за все! В том числе за поддержку сербов в период агрессии НАТО.
Поводом для очередного витка полномасштабных военных действий послужила книга легенды мирового кино «Крик в безмолвии» («Un Cri Dans Le Silence»), вышедшая в мае 2003 года в издательстве Rocher. Примечательно, что затея с иском «по делу о ксенофобских взглядах Бардо» была словно приурочена к выборам в Европарламент, где борьба за «толерантность» давно является признаком хорошего тона.
Президент «Движения против расизма», направляя исковое заявление, метал громы и молнии: «Мы ожидаем, что правосудие жестоко ее покарает. Нам нужно такое постановление, которое навсегда отучит ее от подобных выходок». А глава Лиги прав человека Мишель Тюбьян потребовал санкций, «которые послужили бы для всех примером, ибо [мы] имеем дело с рецидивисткой».
Ее полемическая книга предваряется эпиграфом из Пифагора: «Пока люди убивают животных, они будут уничтожать и друг друга». Как предрекала Бардо, ее книга «рискует доставить неудобства тем, кто в нынешнем зависимом обществе не осмеливается высказываться громе других. Некоторые благочестивые деятели, держащие нос по ветру, обрушатся на меня, затопчут в грязь, будут называть меня старой брюзгой, отсталой, смешной, ретроградкой. Я к этому готова».
Брижит ненавистны государственные институты, телевидение, которое, по ее словам, истекает «вербальной спермой», иммигранты, гомосексуалисты, наркоманы, проститутки от политики и феминистки. С симпатией она относится только к тем, кто сохранил верность своим убеждениям, — бессменному лидеру троцкистской партии «Рабочая борьба» Арлет Лагийе и главе Национального фронта Жан-Мари Ле Пену, в рядах которого состоит ее четвертый муж Бернар д”Ормаль.
«Политики сейчас являются частью международного шоу-бизнеса, — убеждена Бардо. — Они ведут себя скорее как звезды, чем как правители. Часто забывают о своей огромной ответственности и о своих функциях ради того, чтобы очаровать публику словами и обещаниями, которые обычно не выполняются. В моих глазах они смешны и неэффективны». При этом Бардо горячо поддержала президента Жака Ширака, которые с самого начала последовательно выступал против войны в Ираке.
Описывая ситуацию в нынешней Франции, без розовых оков пресловутой политической корректности, «Бабетта» считает себя рупором молчаливого большинства и называет вещи своими именами. «Мы больше не имеем права возмущаться, — пишет она, — когда нелегальные иммигранты и оборванцы оскверняют наши церкви и врываются в них, чтобы превратить их в людские свинарники: они справляют нужду возле алтаря, мочатся на колонны и распространяют свои тошнотворные запахи под священными сводами хоров».
По ее оценке, «наши предки, деды, отцы в течение долгих столетий не жалели своих жизней за то, чтобы изгнать из Франции захватчиков… Сегодня приоритет отдается иммигрантам, тем, кто живет без документов или нелегально. Правительство выделяет им огромные суммы, в то время как французы, пребывающие в нужде, получают лишь крохи, жалкие остатки».
Не пожалела Брижит и соотечественников. «Некоторые французы слишком жирны, они обрюзгли, с брюшком, опухшие, красномордые, лысые. Ужасные. Мужчины и женщины потеряли человеческий облик. Они все пустили на самотек».
Досталось и учителям, которые приходят в школы «небритыми, в грязных рубашках и в заношенных джинсах», равно как и «профессиональным безработным», соглашающимся работать только по-черному и на своих условиях.
Она требует восстановления смертной казни для убийц детей. «Глобально я презираю все человечество, — тут Б.Б. впадает в явную крайность, однако затем выправляется, — но меня трогает положение отдельных людей. Я даю деньги бедным, старикам, но не кричу об этом на всех перекрестках».
Противница исламизации
Но больше всего Б.Б. осуждает «ползучую исламизацию Франции», «тайное и опасное проникновение исламизма», «орды молодежи, которые терроризируют население», и браки на межэтнической основе. Этой центральной проблеме последних лет отведено больше всего места. По мнению Бардо, Франция идет к упадку. Активное распространение магометанства в традиционно католической стране уже привело к отрицанию передаваемых из поколения в поколение ценностей. Этим, в свою очередь, обусловлен рост наркомании и преступности.
«Я против исламизации Франции! Допуская мусульман в нашу страну, мы оскорбляем вековые традиции наших предков», — восклицает она. Однако все обвинения в свой адрес Брижит отрицает, утверждая, что ее книга, описывающая реальную ситуацию во Франции, не предназначена для мусульман и выходцев из Северной Африки.
С Бриджит, конечно, можно поспорить, поскольку она в известной мере путает причину со следствием. Причиной описываемых Францией бед как раз и стало то, что эта республика давно перестала быть христианский страной. Традиционные ценности оказались размыты и подорваны либералами, социалистами, носителями «общечеловеческих ценностей» — и сексуальной революцией, к торжеству которой, чего греха таить, Брижит приложила свою прелестную ручку.
На заре своей кинокарьеры Брижит облачилась в джинсы, собрала волосы в длинный хвост и, как писали тогда некоторые критики, «вооружилась философией цинизма и вечного недовольства». Именно такой образ стал сексуальным символом, когда Брижит в 1956 году появилась в фильме «И Бог создал женщину». Она стала выразительницей идей разрыва между поколениями, «бунта молодежи против обывательских ценностей».
Однако сам факт публикации ее «Крика в безмолвии», равно как и занимаемая Брижит Бардо позиция, вызывают уважение. В нынешней Европе далеко не каждый отважится на публичное и бескомпромиссное отстаивание своих взглядов.
Свой поход против «исламизации страны» Б.Б. начала на страницах правой газеты «Фигаро» с критики мусульманского обряда, в ходе которого, во время праздника Эйд-Аль-Адха традиционно приносят в жертву тысячи овец. Бриджит называла это «резней, в ходе которой дети смотрят, как кровь брызжет из перерезанных шей животных».
На страницах «Фигаро» «француженка старой закалки» писала, что ей, скорее всего, придется эмигрировать из Франции. Она подчеркивала, что ее отец и дед сражались в двух войнах против немцев, а сама она из национальной гордости отвергла заманчивые предложения из Голливуда, когда ее слава была в зените. «И вот теперь моя Франция, моя родина, с благословения сменяющихся правительств снова подверглась вторжению иностранных агрессоров, особенно мусульман, при нашем полном попустительстве… Против нашей воли мы становимся жертвой мусульманских набегов. Из года в год мы видим, как растут на нашей земле мечети, в то время как церкви закрываются из-за нехватки денег и священников».
Во время вынесения приговора в зале суда находились многие поклонники Брижит, пришедшие, чтобы ее ободрить в трудный момент. Бардо говорила, что получила 25 тысяч писем в свою поддержку. А ее книга разошлась по стране тиражом более чем в 300 тысяч экземпляров.
Что ж, для «рецидивистки» Бардо такие слушания привычны. Она уже была осуждена за разжигание расовой ненависти. «Это уже третье дело, которое заканчивается для нее судом, хотя я сомневаюсь, что это на нее как-то повлияет», — заявила в те дни Беатрис Вотрен, помощник прокурора, потребовавшего для Бардо обвинительного приговора.
И такой приговор последовал — штраф в 6 тысяч евро. «Мадам Бардо представляет мусульман как варваров и жестоких захватчиков, ответственных за террористические акты и желающих выжить французов из страны», — гласил вердикт парижского суда. К штрафу был приговорен и издатель книги.
Перевернутая страница
До выхода в свет «Крика в безмолвии» Брижит опубликовала два тома своих мемуаров — «Инициалы Б.Б.» и «Квадрат Плутона», которые наделали много шума. Как защитница прав животных она встречалась с Папой Иоанном Павлом II и Далай Ламой — и оба с удовольствием с ней сфотографировались.
По словам Брижит, в «этой войне я не выиграла ни одной крупной битвы, хотя и одержала за границей несколько незначительных побед». Она спасала в Венгрии волчат, оставшихся без родителей. Организовывала перевозку в заповедники Сенегала гибнущих газелей из израильской пустыни. Добилась того, чтобы в китайских зоопарках прекратили бросать в ямы со львами живых буйволов. Спасала детенышей тюленей, защищала домашних животных. Боролась против проведения корриды в Москве — «этого отвратительного зрелища под фанфары при стечении празднично одетой толпы, где «героем» выступает человек, выряженный в нелепые одежды».
«В отличие от животных люди сами полностью несут вину за свою судьбу, — считает мадам Бардо. — Нельзя установить градацию страданий, испытываемых людьми или животными. То, что происходило и происходит в Ираке, просто чудовищно. Это позор для всего человечества. Отвратительно и то, что происходит ежедневно на бойнях всего мира, в лабораториях, на скотоводческих фермах, в газовых камерах, созданных для убийства животных с целью использования их меха…»
Некоторые богатые люди, любители животных, одевают их в престижных домах моды, покупают сумочки от «Луи Вюиттон», в которых их носят, водят к парикмахеру, душат дорогими духами — словом, любят их несомненно больше, чем своих ближних. «Это дурацкие забавы кретинов, которые выставляют в смешном виде бедных животных, и я их презираю», — говорит Б.Б.
Она ничего не делала, чтобы сохранить красоту и молодость, даже волосы не красила — и они, поседев, остались такими же густыми и роскошными, как и в юности.
Брижит не растолстела, сохранила гибкость и подвижность танцовщицы. Косметическая хирургия кажется ей глупостью — она противник всякого рода подтяжек, равно как и пилюль для омолаживания организма. Не понимает, как можно заниматься гимнастикой только для сохранения фигуры, но обожает плавание, особенно подводное. Она ходит, опираясь на трость, — артроз бедра причиняет ей большие страдания, которые она мужественно переносит.
«Я обожаю русских, — признается она. — Я хотела бы быть русской, если бы не была француженкой. У них и у меня одна и та же страсть к классическому танцу. Нам нужно величие в наших чувствах. Мы любим смеяться, но также и плакать, когда мы чем-то взволнованы. Мы любим музыку, праздник, человеческое тепло. Мы презираем мелочность и посредственность. Меня объединяет с русскими и бесстрашие, а также внешний облик, ибо я похожа на русских женщин. Я великолепно чувствую себя с русскими, однако глубоко ненавижу коммунизм».
Вообще Б.Б. считает себя человеком, который родился слишком поздно. Она предпочла бы жить в конце XIX века или в средние века — и коротать время по вечерам при свечах или керосиновой лампе.