22 ноября 2024 22:51 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Антитеррор

УГОЛОВНИКИ С КРУАССАНАМИ

30 Ноября 2004

В шестом часу утра 15 декабря на остановке в греческом местечке Пикерми под Марафоном в пассажирский автобус вошли двое пассажиров с типично албанской внешностью, один из которых сразу же, как только автобус тронулся с места, достал обрез и выстрелил в воздух.

Водитель не растерялся, тут же остановил автобус и открыл двери, чтобы люди могли спастись бегством. Сделав это, он открыл свою дверь, забежал в салон, вытащил за собой оказавшуюся рядом женщину и выбежал из автобуса, захлопнув за собой дверь в кабину.

Вместе с ним удалось спастись бегством и кондуктору. Остальные пассажиры бросились к дверям, но к этому моменту террористы, второй из которых вытащил пистолет, избавились от секундного замешательства и стали стрелять вверх, приказывая всем пассажирам вернуться на свои места. В их руках оказалось 24 человека (по другим данным – 23). Благодаря тому, что водитель в момент захвата сохранил самообладание и быстро убежал, захватив с собой ключи, террористы теперь не могли куда-либо уехать на этом автобусе, так что одним из первых требований преступников было – доставить обратно в автобус водителя с ключами. Для подкрепления этого требования они стали время от времени стрелять из окон автобуса в воздух.

Менее чем через час к месту захвата прибыли машины полиции и «Скорой помощи». Полицейские оцепили автобус и перегородили трассу еще одним автобусом, дабы свести к минимуму возможность внезапного прорыва террористов «босиком по снегу». В организации переговоров принимал личное участие премьер-министр Греции Костас Караманлис, отложивший ради этого дела визит на саммит Евросоюза.

Но еще до их начала, около полудня, одна из пассажирок, Стелла Матара, позвонила по сотовому телефону на телевидение и сказала, что террористы хотят свободного проезда в аэропорт Афин, чтобы покинуть Грецию. Она добавила, что при выполнении этого требования террористы отпустят всех женщин и что никаких других требований у них пока нет: «Это все. Больше никаких требований. Ни денег, ничего. Они не причинили нам вреда. Пока они никому не причинили никакого вреда. У них ружья, у них есть динамит. Они стоят прямо передо мной. Я не знаю, чем все это кончится, потому что и они, и мы очень, очень волнуемся».

Вскоре с местной радиостанцией, имеющей символическое название «Альфа», связались и террористы. Один из них сообщил, что его зовут Хасан, что он из России и хочет туда вернуться. Это заявление сильно озадачило полицейских, которые из показаний водителя, кондуктора и убежавшей пассажирки были твердо убеждены, что имеют дело с иммигрантами из Албании. На место теракта прибыли представители посольств России и Албании, и вскоре было установлено, что захватившие автобус террористы – все-таки албанцы 25 и 33 лет (по другим данным – им было по 24 года), причем хорошо знакомые правоохранительным органам Греции. Среди заложников граждан России тоже не оказалось.

Через некоторое время террористы отпустили одну женщину, которая передала новые требования террористов. Они пообещали взорвать автобус со всеми заложниками, если к 8 часам утра 16 декабря они не получат выкуп в 1 миллион евро, водителя и право свободного проезда в аэропорт.

Но к тому времени, полицейские, понявшие, что перед ними – отнюдь не профессиональные террористы «международного класса», а обычные уголовные «отморозки», легко смогли установить контроль над психологическим состоянием преступников, умело ведя переговоры. Постепенно террористы отпускали все новых и новых заложников, а сотрудники полиции ненавязчиво разъясняли преступникам, что у них остался очень небольшой выбор – либо штурм спецподразделениями антитеррора, либо безусловная сдача властям. В случае сдачи террористам гарантировались жизнь и гуманное обращение.

Правильная оценка уровня террористов и соответственно выбранная тактика переговоров сделали свое дело, и в ночь на 16 декабря, накануне условленной даты выкупа, когда в автобусе оставалось всего 10 заложников, террористы сдались властям. Из оружия у них были только обрезы, которые они с самого начала держали в руках, а в сумках, где у них якобы была заложена взрывчатка, на самом деле оказались только одежда, сигареты и круассаны. В ходе всего террористического акта всерьез пострадала лишь одна женщина, Кондилия Стефани, которая была избита террористами, получила травму головы и была госпитализирована в шоковом состоянии. Несмотря на это, почти все остальные пассажиры утверждают, что террористы обходились с ними вежливо и не собирались причинять им вреда. Хотя здесь, по-видимому, не обошлось без «стокгольмского синдрома», эти показания дают сдавшимся террористам возможность рассчитывать на мягкость судебного приговора.

Опыт греческой полиции, ликвидировавшей последствия этого террористического акта, достаточно уникален, так как за последние годы практически все масштабные террористические акты заканчивались большим количеством жертв. История с двумя албанскими уголовниками лишний раз подтверждает всю важность работы подготовленных психологов и специалистов по ведению переговоров, потому что нередко они позволяют разрешить кризисную ситуацию мирным путем и обойтись без крови – как заложников, так и террористов, которых далеко не всегда стоит немедленно «мочить в сортире», не считаясь с потерями.

Оцените эту статью
1961 просмотр
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

30 Ноября 2004

КРОТЫ САЛАДИНА

30 Ноября 2004

ХРОНИКА ТЕРРОРА

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание